Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время, изменения социальных, политических и экономических основ общества оказывают огромное влияние на состояние нашей личности. Эти изменения вызывают повышенную напряженность в социальных отношениях и способствуют разрозненности социального общества. В связи с этим, возникающее социальное отчуждение становится для человека, естественным и получает определенное отражение в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).
Особо остро эти переживания возникают в подростковом возрасте, когда в личности человека только закладываются личностные ресурсы, навыки и умения для преодоления трудностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Главная потребность этого возраста – найти своё место в обществе, стать значимым для своего круга общения. Если же этого не происходит, возникает неуверенность в себе, «уход» от общества, как следствие – тревожность и замыкание в себе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Тревожность и одиночество как социально-психологические проблемы подросткового возраста
1.1 Общая характеристика подросткового возраста……………... …………...6
1.2 Теоретический анализ проблемы тревожности …………………….……...8
1.3 Одиночество, как неотъемлемая часть жизни индивида?..…………….10
1.4 Особенности эмоционально-личностной сферы личности подростка…..13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Описание и краткое обоснование выбора методик ……………………….16
2.2 Исследование тревожности ………................................... ...........................18
2.3 Исследование субъективного ощущения одиночества ..……………… ... 20
2.4 Обсуждение результатов…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

одиночества и тревожности в подростковом возрасте.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

В бихевиоризме тревожность — выученная реакция на угрожающие стрессовые ситуации, "микрострессы": события, ассоциирующиеся с подобными обстоятельствами, становятся триггерами новых переживаний тревожности [11].

Тревожность специфична в формах проявления, истоках и содержании. Среди наиболее общих причин возникновения тревожности выделяют:

    1. Внутри личностные конфликты
    2. Нарушение взаимодействия со сверстниками/семьей/коллективом
    3. Соматические нарушения

Также причинами возникновения тревожности в подростковом возрасте могут быть:

    • отсутствие чувства безопасности в межличностных отношениях,
    • неблагоприятное социальное окружение,
    • неадекватное восприятие субъектом самого себя, внутренний конфликт и т.д.

Вышеуказанные причины оказывают влияние не только на уровень тревожности подростка, но и могут создать ещё одну проблему, связанную с замыканием в себе, уходом от общества, ощущением одиночества.

 

 

    1. Одиночество, как неотъемлемая часть жизни индивида

 

Для начала стоит определиться с самим понятием одиночества.

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации [7].

Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.

Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека.

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.

Чтобы глубже разобраться в природе одиночества стоит проанализировать истоки этого понятия.

Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Последний является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смыслах. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа - абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание.

Датский теолог и философ Серен Кьеркегор рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ бога в нем самом.

Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного

Экзистенциалисты видят истоки одиночества в самой природе человека (Маустакас). Он уникален и неповторим, его нельзя до конца понять другому человеку, и поэтому с самого рождения он "обречен" на одиночество. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяют внешние условия, которые формируют у человека патологические черты характера или мешают ему реализовывать свои глубинные потребности (Салливан). В гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между "истинным" и "социально желательным" "Я", либо как нарушение "организмического оценочного процесса", при котором происходит нарушение в принятии "подлинного" себя и, как следствие, "другого", а также наличие препятствий к самореализации (Роджерс). Когнитивные модели одиночества, в основном, раскрывают несоответствие социального и индивидуального опыта индивида. Когнитивные переменные являются промежуточным звеном между тем, как человек воспринимает свой текущий опыт и как затем реагирует на него. При этом восприятие ситуации, в которой оказался человек, чаще всего связывается им с его социальным опытом, а реагирование на нее - с индивидуальным.

Таким образом, анализируя ещё раз всё выше написанное, напрашивается вывод, что целостной характеристики одиночества в подростковом возрасте, как состояния, нет. Это можно обусловить тем, что с одной стороны одиночество это социально-обусловленное явление, без четких критериев, а с другой стороны это сложное психическое переживание, которое уходит в глубины сознания подростка.

 

 

    1. Особенности эмоционально-личностной сферы подростка

 

Развитие эмоциональности в подростковом возрасте так же, как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям.

В этом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, т.е. поиск себя, своего отличия от других людей, приводящий к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, преданность, доброта, дружелюбие, талантливость, независимость, оригинальность. Нет конца психологическим меркам, которые подростки прикладывают к себе и к другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности. Результаты этих стихийных психологических исследований себя и других людей систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах.  

Все эти представления подростку еще предстоит "испытать на прочность" - проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными. Негативизм асоциальная, или антисоциальная реакция на рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей - или адаптация собственных взглядов на жизнь применительно к реальным условиям этой жизни [1, c.34].

С точки зрения Х.Ремшмидта, в подростковом возрасте встречается три типа эмоционального реагирования: 

1. Эмоциональная неустойчивость. В  эмоциональной сфере еще сохраняется  значительная неуверенность относительно  выбора форм поведения. Новые  чувства уже возникли, но еще  не обрели адекватных способов  выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением  к самостоятельности и самоуважению, а с другой - столкновением с  регламентацией и ожиданиями  окружающих. Это противоречие втягивает подростков в конфликт, который может вызывать весьма изменчивые, импульсивные, с трудом предсказуемые эмоции.

2. Нападение или отступление. Описанная  ситуация может способствовать  как агрессивному поведению, так  и тенденции избежать столкновения. Первое проявляется в несогласии  с существующим порядком, в противодействии  законам и правилам социального  окружения. У отступления также  может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не  иметь больше ничего общего  с миром взрослых. Однако встречается  и разочарованный уход в самого  себя, обусловленный чувством непонятости.

3. Идеализм. Неумение критично взглянуть  на окружающую действительность  и вследствие этого видение  только какой-то одной, желательной  стороны этого мира. Порождает  обычно возвышенные, радужные эмоции. Наибольшую трудность преодоления  идеалистической точки зрения  вызывает переход к адекватному  видению, а не к выбору другой "стороны медали" – негативизма [15, c.56-58]

Подростки в большей степени способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В то же время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не мене подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими.

Следует отметить, что в настоящее время, при всей разорванности и разнообразии условий, в которых оказываются современные подростки, в том числе за счет многообразия учебных заведений, различных программ и, особенно, появившихся возможностей раннего включения в разные взрослые формы функционирования, наблюдается тенденция, проявляющаяся в желании молодых людей сохранить свои позиции беззаботного детства, с одной стороны; с другой - намечаются попытки подростков реально проявить себя, утвердить свою честность как личностное отношение, личностное качество.

Всё это, лишь ещё раз, подтверждает сложность и разрозненность подросткового периода в жизни человека и свидетельствует о том, что подростка нужно как можно тщательнее рассматривать со всех сторон его личности.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д.

Всё это, как и многое другое стоит лишь только развивать.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы тревожности и одиночества в подростковом возрасте

2.1. Обоснование выбора методик

 

В эмпирической части мною было проведено исследование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и тревожности среди подростков.

Запланированное исследование отвечает цели и задачам курсовой работы.

Базой для исследования являются юноши и девушки в возрасте от 14 до 17 лет.

Выборку составили учащиеся 8 - 11 классов, школ г. Зеленограда всего 31 человек.

 Мной использовались такие методики:

1.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (далее Методика №1) (см. Приложение 1).

Методика помогает определить, насколько человек ощущает себя одиноким. Методика разработана в Калифорнийском университете Д.Расселом, Л.А.Пепло и Г.Фергюсоном и предназначена для измерения уровня ощущения одиночества. Шкала представляет 20 утверждений и 4 варианта ответа (часто, иногда, редко, никогда). Путем подсчета количества каждого из вариантов ответов складывается максимально возможный показатель, что и показывает на уровень субъективного ощущения одиночества.

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

2.Методика измерения уровня тревожности Тейлора (Личностная шкала проявления тревоги Тейлора) в адаптации В. Г. Норакидзе (далее методика №2) (см. Приложение 2).

Методика предназначена для измерения проявлений тревожности. Опубликована Дж. Тейлором в 1953 г.

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

В. Г. Норакидзе в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративности, неискренности в ответах.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Суммарная оценка: 40—50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5—15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

 

Достоинством методик является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между исследователем и испытуемым. Применение методик в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Информация о работе Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте