Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 01:31, курсовая работа
В настоящее время, изменения социальных, политических и экономических основ общества оказывают огромное влияние на состояние нашей личности. Эти изменения вызывают повышенную напряженность в социальных отношениях и способствуют разрозненности социального общества. В связи с этим, возникающее социальное отчуждение становится для человека, естественным и получает определенное отражение в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).
Особо остро эти переживания возникают в подростковом возрасте, когда в личности человека только закладываются личностные ресурсы, навыки и умения для преодоления трудностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Главная потребность этого возраста – найти своё место в обществе, стать значимым для своего круга общения. Если же этого не происходит, возникает неуверенность в себе, «уход» от общества, как следствие – тревожность и замыкание в себе.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Тревожность и одиночество как социально-психологические проблемы подросткового возраста
1.1 Общая характеристика подросткового возраста……………... …………...6
1.2 Теоретический анализ проблемы тревожности …………………….……...8
1.3 Одиночество, как неотъемлемая часть жизни индивида?..…………….10
1.4 Особенности эмоционально-личностной сферы личности подростка…..13
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Описание и краткое обоснование выбора методик ……………………….16
2.2 Исследование тревожности ………................................... ...........................18
2.3 Исследование субъективного ощущения одиночества ..……………… ... 20
2.4 Обсуждение результатов…………………………………………………....23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...30
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность - 0312п00-Педагогика и методика начального образования с доп.спец. Педагогика и психология
(3 курс очная форма обучения)
Научный руководитель:
кандидат психологических
наук,
доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Тревожность и одиночество как социально-психологические проблемы подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы одиночества и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Описание и краткое обоснование выбора методик ……………………….16
2.2 Исследование
тревожности ………...........................
2.3 Исследование субъективного ощущения одиночества ..……………… ... 20
2.4 Обсуждение
результатов…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время, изменения социальных, политических и экономических основ общества оказывают огромное влияние на состояние нашей личности. Эти изменения вызывают повышенную напряженность в социальных отношениях и способствуют разрозненности социального общества. В связи с этим, возникающее социальное отчуждение становится для человека, естественным и получает определенное отражение в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).
Особо остро эти переживания возникают в подростковом возрасте, когда в личности человека только закладываются личностные ресурсы, навыки и умения для преодоления трудностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками. Главная потребность этого возраста – найти своё место в обществе, стать значимым для своего круга общения. Если же этого не происходит, возникает неуверенность в себе, «уход» от общества, как следствие – тревожность и замыкание в себе.
В свою очередь тревожность может проявляться как личностная особенность подростка (индивида), который заранее беспокоится о том, что в коллективе его не примут. Это может препятствовать нормальному вхождению его в область взаимодействия с обществом. Вследствие чего появляется неуверенность, отчужденность и чувство одиночества.
Таким образом, возникает некая связь между тревожностью и одиночеством.
Все эти социальные и личностные проблемы определяют актуальность темы исследования.
Между тем проблема взаимосвязи тревожности (индивидуально-личностный фактор) и одиночества (социально-психологический фактор) в подростковом возрасте в психологической научной литературе целиком не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования.
Тема взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес, т.к. подростки – это особый, незащищенный слой общества, требующий рассмотрения всех возможных социально-личностых аспектов их жизнедеятельности.
Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и тревожности подростков определяют научную новизну данной работы.
Цель исследования – изучение взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и тревожности у подростков.
Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера личности подростка.
Предмет исследования – взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и тревожности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования – уровень тревожности подростков имеет взаимосвязь с субъективным ощущением одиночества.
Говоря о степени научной разработанности данной проблематики, следует учесть, что данная тема редко анализировалась в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования результатов исследования в педагогической практике, а также использовании некоторых
Методы исследования: на теоретическом уровне применялись следующие методы: теоретический анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. На эмпирическом уровне - методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и методика исследования уровня тревожности по Тейлору, статистическая обработка полученных результатов, анализ полученной статистики.
Обработка данных производилась статистическим методом корреляции Пирсона.
Эмпирическая база и субъекты исследования. В исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 14 до 17 лет, ученики из школ города Зеленограда. Объем выборки составил 31 человек.
Структура работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, общая характеристика работы, глава 1 - теоретическая, глава 2 - эмпирическая, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава I. Тревожность и одиночество,
как социально-психологическая проблема
в подростковом возрасте.
Подростковый возраст относят к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Как и любой другой, этот возраст начинается с изменения социальной ситуации развития.
Хронологические границы подросткового возраста точно не зафиксированы, обычно этот период определяют границей от 11 -- 12 лет до 16 -- 17.
Подростковый возраст – это время большой «перестройки» не только организма, но и личности. У подростка есть огромные ресурсы и энергия для их реализации, но при этом еще не определен вектор из приложения, не выработаны важные жизненные умения, позволяющие пользоваться ими для созидания и развития. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далёкими от совершенства. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей [5, с. 14].
Все эти противоречия играют огромную роль в становлении социального статуса и личности подростка. Специфичным является то, что подросток находится в пограничном состоянии – он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. В связи с этим характерным для подростка является чувство «взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст — это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной социальной зрелости»
По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения[3, с. 34 - 37].
Множество научных исследований доказывают, что именно в подростковом возрасте происходит формирование направленности личности. Подросток начинает переосмысливать черты своего характера, пытается «проникнуть внутрь себя», найти в себе такие черты, которых нет в других. Он начинает проявлять интерес к своей самооценке. Другими словами начинается «осознавание» самого себя или формирование самоосознования – самосознания. Весь процесс формирования самосознания у подростка влияет на дальнейшее психическое развитие личности подростка.
Этот процесс достаточно сложен и драматичен. Так как подросток имеет острую потребность в познании себя, оценки своих возможностей, но в этом плане подросток ещё недостаточно развит, чтобы объективно анализировать самого себя. В связи с этим подросток становится через чур чувствительным к мнению окружающих его людей, легко ранимым. Здесь же появляется несдержанность, беспричинная, казалось бы, вспыльчивость, бурные реакции на пустяковые, по мнению взрослого, обстоятельства. Всё это способствует тому, что у подростка могут возникать напряженные отношения с окружающими его людьми. Он становится замкнутым.
Формирующаяся самооценка влияет как на развитие личности в целом, так и на развитие таких качеств личности, как уверенность в себе, самокритичность, объективность. Именно самооценка формирует условия эмоционального, а в дальнейшем и социального благополучия.
В свою очередь на самооценку могут влиять множество факторов, один из которых – тревожность.
в психологической литературе
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низким порогом его возникновения [10].
Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. Это эмоциональное состояние. Во время тревоги человек ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Тревожность проявляется в беспомощности, неуверенности в себе, преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними. Справится с тревожностью человеку, а тем более подростку самому сложно, нужна помощь и поддержка.
Для понимания сущности тревожности обратимся к некоторым теоретическим подходам в её понимании.
В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности [2].
Тревожность, как эмоциональное состояние, впервые была описана З. Фрейдом в 1925 году, который для описания симптома невроза использовал этот термин для обозначения «готовности к тревоге».
В. Мерлин рассматривает тревожность как «психодинамическое свойство темперамента». В этом он во много опирается на работы неофрейдистов, у которых в качестве основной причины тревожности выделяются неблагополучие раннего опыта отношений ребенка с другими людьми, в результате которой, у ребенка не формируется чувство "мы", а, напротив, развивается переживание глубокой ненадежности и смутной озабоченности, чувство изолированности и беспомощности в потенциально враждебном ему мире — базальная тревога (К. Хорни). Возникая в раннем опыте, тревожность сопровождает человека всю жизнь, во многом определяя его отношения с другими людьми (Г. С. Салливэн).