Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности влияния цвета на психику человека
Задачи:
· Анализ литературных источников по данному вопросу.
· Изучить историю становления психологии цвета и используемые
методы определения психологического, физиологического влияния цвета на психику и деятельность человека.
· Провести исследование, основанное на использовании двух видов неполного цветового теста М. Люшера, проанализировать полученные результаты.

Оглавление

І Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования……………………………………………………………………....5
1.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов………..5
1.2 Психология цвета………………………………………………..........11
1.2.1 История возникновения психологии цвета……………….….……11
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии………………………15
1.2.3Физиология цветовосприятия………………………………………16
Глава ІІ Практическое использование цветового тестирования по методу М. Люшера. Обработка и анализ полученных результатов………….22
2.1 Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру……….….22
2.2 Характеристика цветов по М. Люшеру……………………………..30
2.3 Проведение цветового тестирования и обработка результатов…...35

Файлы: 1 файл

kursovaya_Serezhe.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе  известного русского физиолога - проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова, проводимые в 1935--1951 гг. показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение. Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому -- снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС.

Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью  ВНС, позволяет сделать вывод  об объективной нужде последней  в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению -- в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.

Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов. Так синий, и в какой то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» НС человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.

Характер взаимосвязи  белого и черного с деятельностью  ВНС является аналогичным: белый  стимулирует эрготропную систему организма, а черный трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС в черном. После активного, напряженного, насыщенного событиями дня (белый) наступает ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго.

И наоборот, яркое, солнечное  утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.

Цветовое воздействие  может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка»  с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту (Л.А. Китаев-Смык, 1977). Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту, при этом, как отмечает Китаев-Смык, испытуемые испытывали субъективное ощущение «удара в живот». И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета несколько снижала тошноту при кинетозе.

Экспериментальные данные, подтверждающие важную роль цветового  воздействия в регуляции деятельности ВНС, приводятся также и в работах  других исследователей.

Из выше изложенного можно  сделать вывод о бесспорном воздействии  цвета на деятельность Центральной  нервной системы. Для ЦНС, цвет является, информацией об окружающем мире. Благодаря  определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а  интегративная деятельность ЦНС  обеспечивает функционирование цветового  восприятия и сложные формы обработки  информации. Специфические поражения  Центральной нервной системы  могут привести к потере человеком  способности воспринимать цвета  частично или полностью. Таким образом, воздействие цвета на Центральную  нервную систему, с одной стороны, опосредовано деятельностью ее цветового  анализатора, (специфический информационный канал), а с другой -ВНС (неспецифический энергетический канал).

Цвет, как энергия, необходим  для поддержания тонуса Центральной  нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания», когда при  цветовой бедности окружающего пейзажа  и обстановки, у детей отмечались даже задержки интеллектуального развития.

Энергетическая сторона  цветового воздействия на Центральную  нервную систему изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный  характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное  отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.

 

Глава ІІ Практическое использование  цветового тестирования по методу М. Люшера. Обработка и анализ полученных результатов

2.1 Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру

На неосознаваемом уровне цвет есть символ своего воздействия  на человека. Эти феномены зафиксированы  как в устойчивых речевых оборотах ("радужное настроение", "мрачное  настроение", "розовые очки", "тоска зеленая", "синий понедельник", "черный глаз", "красна девица", "светлый образ" и т.п.) так и в многочисленных экспериментальных фактах. Так как эти символические значения не могли появиться на основе договорённости между людьми всей планеты Земля, можно прийти к выводу, что фундаментом процесса «осмысления» и «означивания» цвета является глубинная связь, существующая между особенностями тех или иных световых вибраций и неосознаваемой психической динамикой. Объяснения, чему и предложил М. Люшер - швейцарский психолог, разработчик цветового теста .

Цветотест - это научный метод, позволяющий опытному специалисту непосредственно исследовать тайны глубинной психики.[21, 704]

Исходной точкой построения цветопсихологической диагностической системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с окружением. Истоки интуиций М.Люшера могут быть связаны с теоретическими изысканиями великих абстракционистов ХХ века - Кандинского, Малевича и Мондриана. Родились эти представления в результате внимательного изучения опыта, накопленного в сфере искусства, науки и религии за долгие века развития культурных традиций. Глубокое осмысление всех этих данных, тончайшая интуиция и высокий художественный вкус, а также уникальная способность создателя цветотеста к рефлексии собственных реакций на цвет привели М.Люшера к выявлению закономерных связей между цветами и настроениями. Окончательно же цветотест был разработан на основе масштабных статистических исследований, позволивших выявить объективный характер психологических значений различных цветов и опубликован М. Люшером в 1948г.

В основе этого теста лежит  выявление предпочтения, то есть выбор  цветовой последовательности как отражение  спектра соответствующих эмоциональных  состояний. Исследование предпочтений - замечательный диагностический  метод, позволяющий грамотно и обоснованно  выбирать действительно полезный, подлинно эффективный режим влияния на организм с целью коррекции психического состояния и самочувствия.

Само по себе психологическое  содержание цвета является лишь исходным пунктом анализа психической  динамики субъекта. Очень важно связать  всевозможные сочетания основных и  составных цветов между собой  связать их с объективными знаниями о человеке, и с пониманием его  внутренних переживаний и интимно-личностных реагирований. Цветовой Тест Люшера является широко известным в практике психодиагностики, относится к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.

В отечественных исследованиях  И. М. Дашковым и Е. А. Устиновичем  в 1980-х годах изучалась валидность цветового теста Люшера, Н. К. Плишко исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием [10,126-134]. Предпринималась попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). По мнению Н. Н. Пуховского (1995), тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.

Благодаря исследованиям, проводимым Бекером в 1953году, было определено, что способность различать цвета, узнавать их, обозначать и испытывать их эстетическое воздействие - это функции коры головного мозга. Проверку действительности теста Люшера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, то есть,- частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание. Так, результаты теста М.Люшера позволяют сделать выводы о тех сторонах жизни человека, которые, казалось бы, никоим образом не связаны с характером цветовосприятия и эмоционального отношения к тем или иным формам.

Сам материал к тесту состоит  из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов  и 25 различных красок, среди которых  следует выбрать 43 различных цвета. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой).

Упрощенная процедура  обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Первые два цвета считаются  явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Психологическая интерпретация  полученного ряда субъективного  предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому  цвету присуще определенное символическое  значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что  ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые  потребности, символизируемые данными  цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями  осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.

Результаты тестирования вскрывают осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные  области психического состояния, душевного  равновесия, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений.

Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта. Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.

Поражает явное несоответствие между предельной простотой методики и колоссальной сложностью информации о процессах, протекающих в бессознательном тестируемого. Простотой эта методика обязана принципу ранжирования. В зависимости от степени предпочтения цвета отмечаются соответствующими характеризующими знаками: сильное предпочтение цвета знак плюс; симпатия к цвету - знак умножения; безразличие к цвету - знак равенства; неприятие цвета - знак минус.

Наиболее приятный цвет обозначает «обращение к чему-либо», показывает избираемый человеком «тактический метод» и средства, на которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели.

Цвет, занявший второе место, показывает истинную цель.

Цвета со знаком «*» показывают состояние, в котором мы себя ощущаем, или собственную диспозицию.

Цвета в разрядах знака  «=» определяют собой свойства, которые  в настоящий момент для данного тестируемого прекратили свое действие и сейчас более не действуют. «Индифферентный» цвет - это свойство, не используемое актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим, «приостановлено» в своем действии, но которое может быть возобновлено.

Информация о работе Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования