Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности влияния цвета на психику человека
Задачи:
· Анализ литературных источников по данному вопросу.
· Изучить историю становления психологии цвета и используемые
методы определения психологического, физиологического влияния цвета на психику и деятельность человека.
· Провести исследование, основанное на использовании двух видов неполного цветового теста М. Люшера, проанализировать полученные результаты.

Оглавление

І Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования……………………………………………………………………....5
1.1 Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов………..5
1.2 Психология цвета………………………………………………..........11
1.2.1 История возникновения психологии цвета……………….….……11
1.2.2 Взгляд на цвет с позиции цветопсихологии………………………15
1.2.3Физиология цветовосприятия………………………………………16
Глава ІІ Практическое использование цветового тестирования по методу М. Люшера. Обработка и анализ полученных результатов………….22
2.1 Цветотест. Исследование предпочтений по М. Люшеру……….….22
2.2 Характеристика цветов по М. Люшеру……………………………..30
2.3 Проведение цветового тестирования и обработка результатов…...35

Файлы: 1 файл

kursovaya_Serezhe.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

Темные цвета

Темные цвета получаются в результате добавления черного  цвета к базовому оттенку. Они  сужают пространство, могут создать  тягостное ощущение либо ощущение теплого  интимного уюта, защищенности, покоя.

Бледные цвета

Бледные тона - это самые  светлые пастельные оттенки. В своем  составе они содержат от 65 % белого, ненасыщенны и создают романтичное  настроение.

 

Яркие цвета

Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается  отсутствием в них примеси  серого и черного. Яркие цвета  жизнерадостны и привлекают внимание.

Выступающие -- отступающие

Цвет имеет свойство создавать  зрительные иллюзии: создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.

Теплые тона -- красные, оранжевые, желтые -- обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона - кажутся выступающими среди других цветов. А холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона -- отступающими.

Одна из главных особенностей цвета -- активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психология цвета

1.2.1 История возникновения  психологии цвета

Возникновение цветовой символики  и использование цвета началось ещё в те времена, когда человек  научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор  цветовой символизм прошел большой  путь. Знания древних о цвете сейчас, во многом, утеряны. С момента своего возникновения использование цвета  самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил. Само деление магии  на «белую» и «черную» свидетельствует  о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Как показывают археологические, исторические и этнографические  исследования, мистические представления  человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

Уже в эпоху античности философы и мыслители использовали цвет в своих трудах. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый. Аристотель, желая установить «истинный» цвет стихий использовал экспериментальный метод. По Аристотелю, «основных» цветов три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

После античной эпохи во времена средневековья цвет снова  вернул себе позицию, символа мистических  сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

В эпоху Возрождения возникают  первые цветовые системы психологических  свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (XV в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. Ломаццо считал, что белому цвету соответствует флегматический темперамент, черному - меланхолический, красному - сангвинический, а желтому - холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные - с весельем и радостью. Как и Бернардино Телезио - итальянский учёный и философ, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а «теплым» - черный.

Следующим шагом в разрушении символики цвета стали достижения физической оптики XVII века в лице И. Ньютона, которые привели к тому, что в эпоху Просвещения цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания.

Постепенно цвет начинает становиться символом человеческих чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи  между цветом и психикой.

В XVIII веке возникает наука, в сферу интересов которой входит проблема цвета, - физиологическая оптика. Ж. Бюффон вводит понятие «субъективных цветов», т.е. таких, которым не соответствует какой-то внешний объект. Под субъективными цветами понимались различные цветовые иллюзии, например, цветовые ощущения, возникающие при надавливании на глазное яблоко.

XVIII можно принять за  точку отсчета для третьей составляющей учений о цвете - психологии цвета,- области знаний, для которой вопросы- «нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает» могут считаться основными. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

Возникновение психологии цвета  связано с именами многих ученых, в том или ином аспекте занимавшихся изучением взаимодействия цвета  и психики.

Основоположником психологии цвета является великий поэт Германии Й.В. Гете, создавший обширный труд «Учение  о цвете», актуальный и в наше время. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием  цветов». Гете считал, что цвет «независимо  от строения и формы материала (которому он принадлежит прим. автора) оказывает  известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными  ассоциациями. «Отдельные красочные  впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния», а «отдельные цвета вызывать особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические  состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием  тех изменений в «душевном  состоянии», которые происходят при  достаточно длительном воздействии  цвета на человека, например, посредством  цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела  своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики, Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов, затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Несмотря на то, что чувственно-наглядный  метод Гете был воспринят современниками «в штыки», позже, на его наблюдения и выводы о взаимосвязи цвета  и психики ссылались многие выдающиеся ученые.

Значимый вклад в развитие психологии цвета как науки внесли: В. Шеллинг, «Философия искусства» и  А. Шопенгауэр «О зрении и цветах», В. Кандинский «Язык красок», Дидро  «Мои незначительные мысли о цвете».

Исследования по выявлению  воздействия цвета на личность проводили  такие ученые как: А.Н.Леонтьев, С.В. Кравков, А.Ф. Лосев, Г.Г.Воробьев и В.В.Налимов, R.W. Bunham, R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М. Смирнов (1976), Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), А.М. Эткинд (1985), И.А. Скотт, Л.Н. Миронова (1984); И.В. Андрианов и Г.И. Демидов (1991), Л.М. Веккер (1981). Л. Н.Собчик.

На основе исследований, практическим образом доказывающих объективное влияние цветов на человека: изменения нервно-психических процессов  в организме, под воздействием различных  цветов и их оттенков, влияние на ощущения и восприятие, поведение, эмоции и мышление, сознание и подсознание, были созданы цветодиагностические методики Кеттела, MMPI, Векслера, Равена, ТАТ, Розенцвейга, Роршаха, Люшера.

Особого же внимания требует  научно-исследовательская деятельность Макса Люшера - швейцарского психолога, разработавшего в конце 1940-х годов основы функциональной психологии цветовосприятия и создавшего на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.

На сегодняшний день цветовая психология -- эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.

1.2.2 Взгляд на цвет с  позиции цветопсихологии

Понятие «цвет» имеет 2 смысла: может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света  от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой  самих источников света (оранжевый  свет). Таким образом, цвет -- лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные -- физиологической, и психологией цветового восприятия. В данной курсовой работе мы будем рассматривать цвет как психологическое ощущение.

С точки зрения психологии цвета, цвет представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями  человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, системой независимой от предметной, такой, которая способна осуществлять комплексное изменение функционального состояния индивида, минуя сознание, а также - точно сигнализировать об этом изменении. Цвет способен закономерно выражать личностно-смысловое отношение субъекта к значимому другому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета модифицировать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект. Наше состояние осознается как отношение и символизируется в этом цвете. Цвет является психоидным, или квазипсихическим феноменом в окружающей человека действительности.

Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. Этим самым признается определенная двойственность цветов. Во-первых, они существуют и как представления, и как перцептивные образы, сохраняя, тем не менее, свою психологическую эффективность. Во-вторых, этим признается, что во внешнем по отношению к человеку мире то, что субъективно переживается как эмоция, существует в форме цветов. Или что, то же самое, в форме колорита человеку дано видеть эмоции.

Цвет в сочетании с  направленным музыкальным воздействием может приводить к исцелению  от болезней. Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах. Цвет позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить»  то интимно-внутреннее, о котором  порой не догадывается и сам человек.

Цвет жизненно необходим  всякому, он глубочайшим образом  включен в культурные традиции и  биологически связан с психогенетическим  кодом каждого человека. Это было известно издревле. День сегодняшний  требует перевода веками накопленных  знаний на язык современной науки. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.

1.2.3 Физиология цветовосприятия

Древние именовали глаза  «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении и торможении рецепторов глазной сетчатки человека. Однако зрительный анализатор - это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.

Известный российский психолог А.Н.Леонтьев разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось  выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие цветовых потоков, которое осуществлялось с помощью  ладони. Цветной луч падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной специфической  реакции, причем ее характер точно соответствовал спектральному составу падающего  на ладонь луча. Более того, испытуемые Леонтьева научились различать  цвета ладонью, при полном исключении возможности увидеть цветовой поток  с помощью глаз.

Аналогичные эксперименты проводились  в 70-е годы в Чехословакии. Испытуемый, обвешанный датчиками, связанными с  многочисленными регистрирующими  устройствами, обнаженным заходил в  «цветную комнату». Предметы в комнате  были выкрашены в один определенный тон, и приборы регистрировали совершенно определенную реакцию человека на воспринимаемый всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было легко различить, в какую именно комнату - синюю  или красную, желтую или зеленую - зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научались по каким-то еле  уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать  цвета, в поле действия которых они  попадали. Самым удивительным в этом эксперименте оказалось получение  достоверных значимых результатов  при полном отсутствии освещения  в «цветных комнатах». Люди заходили в темное помещение, в котором  и глаз бы не различил превалирующий  цветовой тон. Тем не менее, организм четко реагировал на «поставленную задачу» - происходило ясное определение характера цвета, в пространстве которого оказался человек. Кроме того, стало известным, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов - СНС и ПНС.

Информация о работе Воздействие цвета на психику человека как предмет исследования