Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:24, контрольная работа
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.
1Психика и организм…………………………………………….......................3
2 Психика, поведение и деятельность………………………………………….5
3 Основные функции психики………………………………………………….8
4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза…………………...10
5 Мозг и психика……………………………………………………………..…14
6 Структура психики…………………………………………………………...20
7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22
Практическая часть:
1 Влияние внешних условий на формирование психики…………………….25
Список литературы…………………………………………………………….30
Содержание:
Теоретическая часть:
1Психика и организм……………………………
2 Психика, поведение и деятельность………………………………………….5
3 Основные функции психики………………
4 Развитие психики в
процессе филогенеза и
5 Мозг и психика…………………………………………
6 Структура психики…………………………………
7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22
Практическая часть:
1 Влияние внешних условий
на формирование психики…………………
Список литературы…………………………………
Теоретическая часть:
1Психика и организм
В повседневной жизни мы
достаточно часто убеждаемся в зависимости,
точнее, взаимозависимости физического
самочувствия и психического состояния.
Имеется много наблюдений о прямом
влиянии психики на здоровье человека.
В настоящее время науке
Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой.
Имеются различные типологии
конструкции человеческого
Это дает основание предполагать,
что у женщин лучше происходит
синтез информации. Это в какой-то
степени объясняет наличие
Эмоция - это уже не только
физиологическое отражение, но уже
и переживание, то есть, субъективное
явление. В дальнейшем развитии с
усложнением данного
2 Психика, поведение и деятельность
Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.
Под поведением в психологии
принято понимать внешние проявления
психической деятельности человека.
К фактам поведения можно отнести:
- действия, которые имеют определенный
смысл;
Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл. Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее). Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.
Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:
- верхний уровень
- уровень особых видов деятельности;
уровень действий;
-уровень операций
- самый низший уровень
- уровень психофизиологических функций.
Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат.
Различают действия:
- сенсорные (действия по восприятию объектов); моторные (двигательные действия); волевые;
- внешние предметные (направленные
на изменение состояния или свойств
предметов внешних свойств);
3 Основные функции психики
Три основные функции психики:
-отражение воздействий окружающего мира
-осознание человеком своего места в окружающем мире
-регуляция поведения и деятельности
Такая функция психики, как
психическое отражение
Во-первых, это не мертвое,
зеркальное, однонаправленное отражение,
а сложный и постоянно
Во-вторых, при психическом
отражении объективной
В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического
отражения, характерное для человека
активное преобразование отражаемого
ни в коей мере не отрицают объективную
возможность правильного
.Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.
Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью
психики, сознания человек осознает
себя как личность, наделенную определенными
индивидуальными и социально-
4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Филогенез (от греч. «филэ» - племя, род; «генезис» - происхождение) - развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
-антропопсихизм - психика присуща только человеку;
-панпсихизм - всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);
-биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);
- нейропсихизм - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
-мозгопсихизм - психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга). Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс - закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.
Трудовая деятельность имеет
продуктивный характер: труд, осуществляя
процесс производства, запечатлевается
в своем продукте (то есть, происходит
процесс воплощения, опредмечивания
в продуктах деятельности людей их духовных
сил и способностей). Таким образом, материальная,
духовная культура человечества - это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.
Труд - это процесс, связывающий человека
с природой, процесс воздействия человека
на природу. Для трудовой деятельности
характерно:1) употребление и изготовление
орудий труда, их сохранение для последующего
использования; продуктивный характер
и целенаправленность процессов труда;2)
подчиненность труда представлению о
продукте труда - трудовой цели, которая
как закон определяет характер и способ
трудовых действий;3) общественный характер
труда, осуществление его в условиях совместной
деятельности;4)труд направлен на преобразование
внешнего мира.