Влияние психики на человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.

Оглавление

1Психика и организм…………………………………………….......................3
2 Психика, поведение и деятельность………………………………………….5
3 Основные функции психики………………………………………………….8
4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза…………………...10
5 Мозг и психика……………………………………………………………..…14
6 Структура психики…………………………………………………………...20
7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22
Практическая часть:
1 Влияние внешних условий на формирование психики…………………….25
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

педагогика и психология.docx

— 53.50 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Теоретическая часть:

1Психика и организм…………………………………………….......................3

2 Психика, поведение и  деятельность………………………………………….5

3 Основные функции психики………………………………………………….8

4 Развитие психики в  процессе филогенеза и онтогенеза…………………...10

5 Мозг и психика……………………………………………………………..…14

6 Структура психики…………………………………………………………...20

7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22

Практическая часть:

1 Влияние внешних условий  на формирование психики…………………….25

Список литературы…………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть:

1Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического  самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к  самым разнообразным и неожиданным  условиям существования.

Истинные возможности  психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой.

Имеются различные типологии  конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены  психологические различия мужчин и  женщин. В частности, установлено, что  мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более  ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных  исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский  мозг в некоторых участках так  называемого мозолистого тела (отвечающего  за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток.

Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано  на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость. Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало  является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями.

Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже  и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с  усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир  в виде простейших образов, которые  могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира.  Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью  понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто  человеческой формы отражения объективного мира - человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. Ученые давно стремятся  к разгадке мозга - этого удивительного  феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

 

 

 

 

 

2 Психика, поведение и  деятельность

Главная отличительная особенность  психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое  отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные  устойчивые свойства вне зависимости  от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:                                                                                                  - отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);                                              - внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);             

- действия, которые имеют определенный смысл;                                                                                             - поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его  значение для других людей, то есть, его социальный смысл. Главной характеристикой  деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет  культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда  осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы  деятельности с предметами человек  не может. Это делается с помощью  других людей, которые демонстрируют  образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее). Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет  сложную структуру. Она состоит  из нескольких уровней:

  - верхний уровень

- уровень особых видов  деятельности;

уровень действий;

-уровень операций 

- самый низший уровень 

- уровень психофизиологических  функций. 

Действие - основная единица  анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат.

Различают действия:

- сенсорные (действия  по восприятию объектов); моторные (двигательные действия); волевые;        

- внешние предметные (направленные  на изменение состояния или свойств предметов внешних свойств);                                                                                                                                                                            -умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).                                           Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные). Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:                                           - сенсорный момент реакции; - процесс восприятия;                                                                                          - центральный момент реакции; - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;                                                         -моторный момент реакции; - процессы, определяющие начало и ход движения; сенсорные коррекции движения (обратная связь).                                                                                               Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

3 Основные функции психики

Три основные функции психики:

-отражение воздействий  окружающего мира

-осознание человеком  своего места в окружающем  мире

-регуляция поведения  и деятельности

Такая функция психики, как  психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом  отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее  сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными  людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и  при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение  — это правильное, верное отражение  действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого  ни в коей мере не отрицают объективную  возможность правильного отражения  окружающего мира

.Регуляция поведения  и деятельности ещё одна из  функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия  внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние  не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью  человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы  и приемы достижения результатов. Поведение  же при этом выступает как внешняя  форма проявления психики.

Функцией психики также  является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция  психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к  ним отношение.

С другой стороны, с помощью  психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными  индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя  конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и  находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Филогенез (от греч. «филэ» - племя, род; «генезис» - происхождение) - развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Существуют разные подходы  к пониманию того, кому присуща  психика:

-антропопсихизм - психика присуща только человеку;

-панпсихизм - всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);

-биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);

- нейропсихизм - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

-мозгопсихизм - психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга). Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс - закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет  продуктивный характер: труд, осуществляя  процесс производства, запечатлевается  в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;2) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;3) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;4)труд направлен на преобразование внешнего мира.                                                                              Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» - специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Информация о работе Влияние психики на человека