Влияние психики на человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.

Оглавление

1Психика и организм…………………………………………….......................3
2 Психика, поведение и деятельность………………………………………….5
3 Основные функции психики………………………………………………….8
4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза…………………...10
5 Мозг и психика……………………………………………………………..…14
6 Структура психики…………………………………………………………...20
7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22
Практическая часть:
1 Влияние внешних условий на формирование психики…………………….25
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

педагогика и психология.docx

— 53.50 Кб (Скачать)

Отличительные особенности  психики человека еще в большей  степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» - сущее; «генезис» - происхождение) - развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы. Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли.

Возрастному развитию присущи  два свойства - метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических  процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта  возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность  и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

 Не менее важным, чем  метрическое, является топологическое  свойство возрастного развития. Оно означает определенность  того или иного состояния, фазу  или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие  как целостное образование представляет  собой сложную динамическую систему,  ее качественные топологические  особенности могут быть определены  путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни. Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями.

 Возрастные особенности  - это специфические свойства  психики индивида, закономерно изменяющиеся  в процессе смены возрастных  стадий. Возрастные особенности  образуют определенный комплекс  многообразных свойств, включая  перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В психологии существует множество возрастных классификаций онтогенетического развития человека (например, классификации, охватывающие весь жизненных цикл человека от младенчества до старости). Наряду с общими классификациями существуют и частные классификации, которые посвящены отдельным отрезкам жизи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Мозг и психика

Материальной основой  психического выступает головной мозг, как особым образом организованная материя. Все попытки идеализировать психику и рассмотреть ее особенности вне мозга не увенчались успехом, они не выдерживают критики, но следует напомнить, что:

1. не всякая материя  обладает свойствами психического. Носителем психического выступают такие нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге, но эти процессы хотя и являются материальной основой психики, но не тождественны ей;

2. выступая свойством  мозга, психика неотделима от  этой материи и не существует  вне ее. Психическое вторично по отно-шению к материи. Через взаимодействие человека с окружающей его материей и духовной объективно существующей и в различ-ных формах проявляющейся (социальной, физической, химиче-ской, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Для понимания психики  человека, ее материальных основ, важно  уяснить ряд фундаментальных  положений физиологии высшей нервной  деятельности, физиологии головного  мозга, нервной системы человека. Функционально нервная система  че-ловека выполняет две основные задачи: 1. обеспечивает взаимо-связи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека; 2. обеспечивает взаимодействие ор-ганизма, как целостной системы со средой.

Нервная система человека имеет определенное строение:

1. первичным элементом  нервной системы является нервная  клетка (нейрон). В большинстве своем  нейроны специализированы и решают  задачи: проведения нервных импульсов  от рецепторов к центральной  нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов  от ЦНС к органам движения («двигательный  нейрон»); проведения нервных импульсов  от одного участка ЦНС к  другому («нейрон локальной сети»). Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом.

2. по расположению в  организме и функциям нервной сис-темы делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. ЦНС состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.

Основная функция головного  мозга – управляющая, обра-ботка поступившей от периферии информации и выработка «ко-манд» исполнительным органам.

Рассмотрим строение головного  мозга. Головной мозг со-стоит из переднего, среднего и заднего мозга. В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосре-доточены центры управлением дыханием, сердечной деятельно-стью, работой желудка, кишечного тракта. В продолговатом мозге находится четвертый желудочек головного мозга.

Продолговатый мозг переходит  в средний мозг. В нем рас-положены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств.

Средний мозг переходит в  промежуточный, в котором нахо-дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внут-ренней секреции: гипоталамус – координатор функций всех желез; гипофиз – управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга.

Выделяют также конечный мозг. Это два полушария, а также  кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток – серое вещество), подкорка и белое вещество – отростки нервных клеток. Здесь же находятся два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осу-ществляющий координацию движений, пластику тела, обеспечи-вающий тонус организма.

Кора головного мозга  и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные  с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психической деятельности чело-века, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: тала-мус, гипоталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп. В генезисе поведения человека эти структуры выступают как генераторы желаний, потребностей, человека.

Ведущую роль в создании высших психических функций играет кора головного мозга. Она представляет собой серое ве-щество, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го-ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса).

В коре головного мозга  выделяют:

- лобные доли, поля головного  мозга. В них находятся дви-гательные центры, речевой центр, осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи;

- височные доли, поля головного  мозга. Здесь находятся цен-тры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли. В этой же части головного мозга, в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексу-ального влечения;

- теменные поля обоих  полушарий отвечают за боль, тепло,  холод, острое, тактильное. Здесь  же находится центр музыкаль-ного понимания;

- затылочные поля, доли  осуществляют анализ зрительной  информации (свет, цвет).

Нервная система человека функционирует как единое целое. Это относится и к ее ведущему элементу – головному мозгу.

Основным механизмом высшей нервной деятельности, ко-торый обеспечивает правильную реакцию и установление равно-весия между организмом и средой, является рефлекс как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные и безусловные. Безусловные реф-лексы природообусловлены и действуют постоянно, обеспечивают ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов. Условные рефлексы формируются как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособле-ние к изменяющейся среде. Условные рефлексы – это физиологи-ческая основа знаний человека.

Условия жизнедеятельности  человека обычно более или ме-нее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Благодаря этому у человека формируются ус-ловные рефлексы, связанные в одно целое – динамический сте-реотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек, черт характера.

Система условных рефлексов, которая обеспечивает пра-вильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), называется первой сигнальной системой. В процессе развития у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раз-дражителем которой является понятие, существующее в виде слова. Вторая сигнальная система работает на основе первой. Их различие не автоматическое, а функциональное.

Головной мозг человека устроен  ассиметрично. Левое по-лушарие управляет правой частью тела человека, а правое – левой. У подавляющего большинства людей (у правшей) левое по-лушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, уста-новления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдель-ными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана, прежде всего, с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие.

Правое полушарие у  большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает  сюда через не-посредственное восприятие человеком действительности с по-мощью зрения, слуха, обоняния и т.п. целостно и во всей воспри-нимаемой совокупности внешних связей и проявлений окру-жающего человека мира. Объем информации, идущий в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Отсюда хорошая интуиция у «правополушарных» людей.

Люди с более развитым и определяющим своеобразие их психической  жизни левым полушарием головного  мозга по срав-нению с правым (мыслительный тип) успешнее осуществляют деятельность, связанную с наукой, конструированием технических устройств, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства. Они вро-жденные материалисты и атеисты, у таких людей абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни.

Люди, у которых более  развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие (художественный тип) бо-лее успешной является деятельность в области различных ис-кусств. Они опираются на чувства. О человеке судят по делам, а не по красивым словам. Восприятие мира изначально строится на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом оно осмысливается. «Правополушарные» люди более под-вержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим пе-реживаниям. У них богатая интуиция и способность на неосозна-ваемом уровне чувствовать проявляющийся дискомфорт среды. Правополушарные дети плохо учатся, труднее поддаются про-граммированию, принятию социальных норм, правил. «Левопо-лушарные» - легко подчиняются дисциплине, быстро усваивают правила поведения.

Большинство людей имеют  смешанный тип высшей нервной  деятельности: у них функционально  деятельность обоих по-лушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в разных ситуациях доминирующую роль может играть лю-бое из полушарий.

Таким образом, своеобразие  психической жизни человека определяется субъективным восприятием действительности, на-ходящимся в зависимости от функционирования всей нервной системы, от преобладания того или иного полушария головного мозга, что обуславливает своеобразие индивидуальности человека, его опыта и всей психической жизни в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Структура психики

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических  явлений: психические процессы; психические  состояния;психические свойства. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые - решение, исполнение, волевое усилие и так далее. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

Информация о работе Влияние психики на человека