Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:24, контрольная работа
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.
1Психика и организм…………………………………………….......................3
2 Психика, поведение и деятельность………………………………………….5
3 Основные функции психики………………………………………………….8
4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза…………………...10
5 Мозг и психика……………………………………………………………..…14
6 Структура психики…………………………………………………………...20
7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22
Практическая часть:
1 Влияние внешних условий на формирование психики…………………….25
Список литературы…………………………………………………………….30
Отличительные особенности
психики человека еще в большей
степени проявляются в
Возрастному развитию присущи
два свойства - метрическое и топологическое.
Метрическое свойство означает длительность
протекания тех или иных психологических
процессов и состояний в
Не менее важным, чем
метрическое, является
Возрастные особенности
- это специфические свойства
психики индивида, закономерно изменяющиеся
в процессе смены возрастных
стадий. Возрастные особенности
образуют определенный
5 Мозг и психика
Материальной основой психического выступает головной мозг, как особым образом организованная материя. Все попытки идеализировать психику и рассмотреть ее особенности вне мозга не увенчались успехом, они не выдерживают критики, но следует напомнить, что:
1. не всякая материя
обладает свойствами
2. выступая свойством мозга, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее. Психическое вторично по отно-шению к материи. Через взаимодействие человека с окружающей его материей и духовной объективно существующей и в различ-ных формах проявляющейся (социальной, физической, химиче-ской, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Для понимания психики человека, ее материальных основ, важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии высшей нервной деятельности, физиологии головного мозга, нервной системы человека. Функционально нервная система че-ловека выполняет две основные задачи: 1. обеспечивает взаимо-связи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека; 2. обеспечивает взаимодействие ор-ганизма, как целостной системы со средой.
Нервная система человека имеет определенное строение:
1. первичным элементом
нервной системы является
2. по расположению в организме и функциям нервной сис-темы делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам. ЦНС состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.
Основная функция головного мозга – управляющая, обра-ботка поступившей от периферии информации и выработка «ко-манд» исполнительным органам.
Рассмотрим строение головного мозга. Головной мозг со-стоит из переднего, среднего и заднего мозга. В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосре-доточены центры управлением дыханием, сердечной деятельно-стью, работой желудка, кишечного тракта. В продолговатом мозге находится четвертый желудочек головного мозга.
Продолговатый мозг переходит в средний мозг. В нем рас-положены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств.
Средний мозг переходит в промежуточный, в котором нахо-дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внут-ренней секреции: гипоталамус – координатор функций всех желез; гипофиз – управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга.
Выделяют также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток – серое вещество), подкорка и белое вещество – отростки нервных клеток. Здесь же находятся два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осу-ществляющий координацию движений, пластику тела, обеспечи-вающий тонус организма.
Кора головного мозга
и подкорковые структуры, входящие
в передний мозг, осуществляют высшие
психические функции, связанные
с мышлением и сознанием
В головном мозге выделяются
важнейшие структуры, имеющие прямое
отношение к психической
Ведущую роль в создании высших психических функций играет кора головного мозга. Она представляет собой серое ве-щество, состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го-ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса).
В коре головного мозга выделяют:
- лобные доли, поля головного
мозга. В них находятся дви-
- височные доли, поля головного мозга. Здесь находятся цен-тры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи. В понимании речи принимают участие и лобные доли. В этой же части головного мозга, в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексу-ального влечения;
- теменные поля обоих
полушарий отвечают за боль, тепло,
холод, острое, тактильное. Здесь
же находится центр музыкаль-
- затылочные поля, доли
осуществляют анализ
Нервная система человека функционирует как единое целое. Это относится и к ее ведущему элементу – головному мозгу.
Основным механизмом высшей нервной деятельности, ко-торый обеспечивает правильную реакцию и установление равно-весия между организмом и средой, является рефлекс как ответная деятельность организма или органа на воздействие внешней или внутренней среды при участии центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные и безусловные. Безусловные реф-лексы природообусловлены и действуют постоянно, обеспечивают ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов. Условные рефлексы формируются как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособле-ние к изменяющейся среде. Условные рефлексы – это физиологи-ческая основа знаний человека.
Условия жизнедеятельности человека обычно более или ме-нее стабильны, и потому система раздражителей также более или менее устойчива. Благодаря этому у человека формируются ус-ловные рефлексы, связанные в одно целое – динамический сте-реотип. Это довольно прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек, черт характера.
Система условных рефлексов, которая обеспечивает пра-вильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств (зрение, обоняние, осязание и т.д.), называется первой сигнальной системой. В процессе развития у человека сложилась вторая сигнальная система, сигналом или раз-дражителем которой является понятие, существующее в виде слова. Вторая сигнальная система работает на основе первой. Их различие не автоматическое, а функциональное.
Головной мозг человека устроен ассиметрично. Левое по-лушарие управляет правой частью тела человека, а правое – левой. У подавляющего большинства людей (у правшей) левое по-лушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, уста-новления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдель-ными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана, прежде всего, с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие.
Правое полушарие у
большинства людей наглядно-
Люди с более развитым и определяющим своеобразие их психической жизни левым полушарием головного мозга по срав-нению с правым (мыслительный тип) успешнее осуществляют деятельность, связанную с наукой, конструированием технических устройств, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства. Они вро-жденные материалисты и атеисты, у таких людей абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни.
Люди, у которых более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие (художественный тип) бо-лее успешной является деятельность в области различных ис-кусств. Они опираются на чувства. О человеке судят по делам, а не по красивым словам. Восприятие мира изначально строится на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом оно осмысливается. «Правополушарные» люди более под-вержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим пе-реживаниям. У них богатая интуиция и способность на неосозна-ваемом уровне чувствовать проявляющийся дискомфорт среды. Правополушарные дети плохо учатся, труднее поддаются про-граммированию, принятию социальных норм, правил. «Левопо-лушарные» - легко подчиняются дисциплине, быстро усваивают правила поведения.
Большинство людей имеют смешанный тип высшей нервной деятельности: у них функционально деятельность обоих по-лушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в разных ситуациях доминирующую роль может играть лю-бое из полушарий.
Таким образом, своеобразие психической жизни человека определяется субъективным восприятием действительности, на-ходящимся в зависимости от функционирования всей нервной системы, от преобладания того или иного полушария головного мозга, что обуславливает своеобразие индивидуальности человека, его опыта и всей психической жизни в целом.
6 Структура психики
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы; психические состояния;психические свойства. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые - решение, исполнение, волевое усилие и так далее. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).