Влияние психики на человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.

Оглавление

1Психика и организм…………………………………………….......................3
2 Психика, поведение и деятельность………………………………………….5
3 Основные функции психики………………………………………………….8
4 Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза…………………...10
5 Мозг и психика……………………………………………………………..…14
6 Структура психики…………………………………………………………...20
7 Соотношение сознательного и бессознательного………………………….22
Практическая часть:
1 Влияние внешних условий на формирование психики…………………….25
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

педагогика и психология.docx

— 53.50 Кб (Скачать)

Наиболее изученными являются:

- общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

- эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и устойчивыми  регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности. Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения  и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной  и практической деятельности. Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических  процессов, на основе которых формируются:

- интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума;

- волевые свойства - решительность, настойчивость;

-эмоциональные свойства - чуткость, нежность, страстность, эффективность и тому подобные. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и представляют собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

- жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

- темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

- характер как систему отношений и способов поведения.

 

 

 

7 Соотношение сознательного и бессознательного

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком  и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного. Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают  влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное  начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное  мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное. Соотношение сознания и  бессознательного было впервые рассмотрено  З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения. Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений». Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту. Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:1) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;2) когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);3) когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;4)когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.                                                                           

 Можно выделить различные  типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного - это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию). Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки - ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному. Третий тип бессознательных явлений - это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали. Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов. В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

- бессознательное состояние  - экстремальное состояние, при  котором регистрируются лишь  психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

- сон - состояние, которое  предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности:  от отдельных образов до их  упорядоченных последовательностей;

-бодрствование - состояние  осознания окружающего мира и  себя, доступное самонаблюдению. Оно  включает весь спектр психических  проявлений в модусе осознания  - восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляции. К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания - гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

 

Практическая часть:

1 Влияние внешних условий на формирование психики

Полагаю, что на меня, как  и на большинство людей оказали  влияние и семья, и школа, и  общение с друзьями и знакомыми, и различные события.

Однако наиболее запоминающиеся изменения, которые произошли со мной – это занятия спортом. Около  двух лет я довольно серьёзно занималась плаванием. При всём притом, что здоровье не позволило мне профессионально  заниматься спортом. Тем не менее, качества выработанные тренировками остались до сих пор.

Прежде всего следует отметить развитие воли через спорт. Иногда не хотелось рано вставать, что бы не опоздать на утреннюю тренировку, а перед тренировкой следовало сделать зарядку, что тоже требовало самодисциплины. Много раз хотелось всё бросить во время трудных тренировок. Требовалось волевое усилие не сбежать с соревнований, которые также требовали серьёзного морального и нравственного напряжения.

  Спорт научил рационально  тратить время, быть требовательнее  к себе, собраннее, сдержаннее.

Занятия спортом выработали такое качество как целеустремленность, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на движении к поставленной цели.

В детстве мне довольно часто говорили, что мне не хватает  настойчивости и упорства, занятия  спортом помогли мне выработать данныё качества.

Именно в период занятий  спортом я особое внимание обратила на самовоспитание, в частности стремилась быть не хуже товарищей по команде, вырабатывала в себе решительность  и смелость. Капитан команды  была исключительно ответственным человеком, причём не боялась брать на себя ответственность. Именно под её влиянием я стремилась выработать способность  принимать на себя ответственность  не только за себя, но и за близких  людей.

Именно под влиянием спортивной среды я стала вырабатывать в  себе такое качество, как целеустремлённость. Так как в спорте необходимо  чёткое осознание и принятие перспективных  и промежуточных целей.

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и  дозировать степень трудности, да и  сами препятствия встречаются спортсменам  чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом  способствует развитию волевых качеств  и формированию характера человека.

Спортивная деятельность позволяет, таким образом, ставить  конкретные перспективные и промежуточные  цели, контролировать движение, оценивать  свою деятельность в связи со сроками  достижения промежуточных целей  и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает  определённое влияние на формирование тех черт характера человека и  особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике  профессии не думающих о том, как  спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих  силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку. Дело в  том, что спорт, когда им серьёзно увлечён, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому, добившись определённых успехов в спорте, начинаешь с  уважением относиться к самому себе. Одновременно вырабатывается и умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними.

          Хотелось бы привести ещё один пример влияния внешних условий на психику человека.

За нашей соседкой по даче, Алёной, прочно утвердилось прозвище «растяпа». С Аленой постоянно что-то происходило. Когда в электричку, на которой мы ехали на дачу, заходили контролеры, она не могла найти билет; если на дороге небольшая лужа, и можно перепрыгнуть, прыгая, роняла в нее свою туфлю, сумку и даже кепку; на пикнике она умудрилась застрять ногой в какой-то норе, и откапывать ее пришлось всем коллективом. Кастрюльки и чайники у нее сгорали примерно раз в месяц, регулярно сгорали утюг, фен, кофемолка и т.д.

«Невезучая» — именно такой  имидж она себе создала и избавиться от него не могла.

Умная, знающая, работоспособная, но премии, похвалы и повышения  по службе доставались другим.

Однажды подруга уговорила  ее пойти на аэробику. На первом же занятии  нос Алены застрял в тренажере. Тренер удивилась — никогда ничего подобного она не видела. Когда  подруги поведали ей о невезучести  Алены, тренер сказала: «Это у тебя не невезучесть, а несобранность. Постарайся в каждый момент времени думать только о чем-нибудь одном, концентрируйся на том, что делаешь. И тренировки тебе не помешают — вон какая разболтанная, у тебя же координации движений совершенно нет!»

И Алена начала заниматься. На работе Алену теперь не узнавали — нелепые истории постепенно прекратились, перестали пропадать  нужные бумаги, деньги, которые раньше шли на покупку чайников и утюгов, теперь тратились на одежду и косметику... Через семь месяцев после начала занятий она решительно двинулась  осваивать карьерную лестницу. Как-то раз она мне сказала: «Никогда бы не пришло в голову, что мои  неудачи  — от того, что по утрам  я не делала зарядку»...

 

Довольно яркий пример взаимосвязи и влияния окружающей среды на психику ребёнка - сын  наших знакомых – Саша.

Саша воспитывался авторитарной бабушкой, учительницей с сорокалетним стажем, и мягкой, доброжелательной мамой. С ребёнком много занимались, особое внимание, уделяя литературе. В  семейном архиве несколько видеокассет, на которых шестилетний Саша часами читает стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Мама и бабушка особо  обращают внимание знакомых, что в  шесть лет Саше интересна «серьёзная поэзия», он «давно перерос  интеллектуально  Барто, Чуковского и т.д.». В ответ слышался хор похвал в адрес Саши, которая принимались явным удовольствием всеми. На корню были пресечены попытки одной из приятельниц, – учительницы начальных классов, пытавшейся сказать, что развитие памяти, конечно, хорошо. Но, может, ему, например, конструктор купить, для развития способности к конструированию и моделированию, да и отгадывание загадок, детских кроссвордов, шарад и т.д. в качестве развития мышления не помешали бы. 

В первом и втором классе Саша учился в обычной школе, учился на «отлично». Уже весьма высокая  самооценка была подкреплена успехами в школе. Успеваемость для Саши, как  и для большинства детей стала важнейшим критерием для формирования их самооценки.

 Но, родители обычную  школу посчитали не престижной,  и перевели ребёнка гимназию. Надо заметить, что гимназии конца 90-х, с неопробироваными, неразработанными программами, с пренебрежением к здоровьесберегающим технологиям, отсутствием дифференцированного подхода – были тяжёлым испытанием даже для старших и средних школьников, тем более для малышей.

Что ребёнок не справляется  с программой, стало ясно ещё в  первой четверти. Он не мог выполнить  самостоятельно ни одного творческого  задания. Дневник запестрел тройками и двойками. Но амбициозность не позволяла родителям забрать ребёнка из гимназии. Его заставляли заниматься. Постоянно ругали. Полагая, что, устыдившись, ребёнок будет учиться лучше, показывали его дневник знакомым в его присутствии. Постоянно приводили в пример других более успешных детей.

Как результат – самооценка начала резко понижаться. Саша остро  переживал свою некомпетентность и  неполноценность. Как и у большинства,  в целом способных детей, но неуспевающих у Саши стало развиваться чувство  неадекватности. Существенных перемен  не произошло и при переходе в  обычную школу. Неприязнь к школе  и к окружающим — взрослым и  сверстникам — резко возрастала, он считал, что все окружающие относятся  к нему плохо. Как результат –  бесконечные драки со сверстниками, грубость со взрослыми, девиантное поведение. 9-й класс закончил с трудом, в основном потому, что педагогический  коллектив не стремился видеть Сашу в числе своих учеников ещё год.

По окончании Саша поступил в колледж. На особые успехи никто  не надеялся. Полагая, что главное  получить хоть какое-то образование. Однако, в колледже дела пошли совсем неплохо, поскольку он учился там, где хотел учиться, и второй курс Саша закончил на «4, «5». Существенно стала меняться и самооценка. Кроме того, мотив оценки перестал быть главным. Саше интересен сам процесс обучения, важной является и перспектива дальнейшего обучения и работы.

 

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2. Братусь Б.С. Анатомия личности. М.,1988

3. Волкова, Дмитриева Психология и педагогика. М.: 2005.

4. Немов Р.С.Психология. М., 1994

5. Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: 1999

6. Слободчиков В.И.Психология человека. М.,1995

7. Хэссет Д. Введение в психофизеогогию. М., 1985

 


Информация о работе Влияние психики на человека