Влияние цвета на психику человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:54, реферат

Краткое описание

Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Цвет и характер. Цвет и эмоции человека.

Файлы: 1 файл

Психология. Реферат.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

Эх, радуга-дуга! 

10.06.2004 Влияние цвета  на психику человека. 

Макс Люшер, всемирно известный швейцарский психотерапевт, в ХХ веке первым создал цветодиагностику. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает  таким, какой он есть на самом деле. Можно сказать, что цветовой выбор  не может лгать. 

Если ваша самая  любимая кофточка - красная, а в  тестах вы на первое место почему-то поставили синий или коричневый, разумеется, это еще не повод всерьез  делать какие-либо выводы о вашем  душевном здоровье... И все-таки поговорить о цветовой диагностике стоит. 

Самый быстрый и  простой тест состоит из восьми цветов: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный. Составьте из этих цветов свою последовательность, располагая их в таком порядке: самый привлекательный, потом наиболее приятный из оставшихся и т. д. 

Считается, что основные цвета символизируют различные  эмоциональные состояния: синий - эмоциональная  преданность, зеленый - утверждение  себя, красный - экспансия, желтый - стремление к переживаниям... Если в одной из жизненных составляющих наступает разлад, то цвет, который ей соответствует, начинает подспудно раздражать, а во время теста испытуемый интуитивно ставит его в самый конец своих предпочтений. 

А чтобы окончательно «избавиться» от неугодного цвета, человек  как бы подыскивает ему компенсацию - как правило, из ахроматических цветов, то есть тех, которые есть как бы отклонение от нормы. Это серый, черный, коричневый, фиолетовый. Цвет-компенсация указывает, чем человек предпочитает компенсировать сбой в своем состоянии: пассивностью, переключением на проблемы со своим здоровьем, уходом в мир фантазий или просто агрессивностью. 

Какого вы цвета? 

В зависимости от эмоционального склада каждого человека также можно отнести к одному из четырех цветовых типов поведения - красному, синему, желтому, зеленому. 

Люди, которых можно  назвать «синими», стремятся к  уединению, гармонии. Они обидчивы, нежны, проницательны. Склонны к меланхолии, среди «синих» высокий процент самоубийств. Внешне это чаще всего полные люди с негромким голосом. Одежду предпочитают спокойных цветов, не экстравагантную. 

«Зеленые» стремятся  к значимости, престижу. Они активны  и настойчивы, но склонны строго следовать правилам. Любят поучать  и наставлять. Их отличает коренастая фигура, скупые жесты, несколько замедленная  речь. Одежда дорогая, классическая, спокойных  цветов. 

«Красным» свойственно  стремление к покорению, влиянию, успеху. Они быстро раздражаются и утомляются, однако всегда тянутся к новым  знаниям и ощущениям, демонстрируя могучее желание действовать. Это, как правило, худощавые, подтянутые люди, в одежде предпочитающие яркие  цвета и оригинальность покроя. 

Отличительные черты  «желтых» - любознательность, быстрая  смена увлечений. Они стремятся  к независимости, беззаботности. Боятся утрат и забот. Могут быть навязчивыми  и суетливыми. Одеваться предпочитают исключительно по моде.  

Выбирая «свои» цвета, каждый из нас также подвержен  влиянию и всех остальных: например, красный действует возбуждающе, являясь символом жизненной силы и уверенности в себе. Темно-синий, напротив, предает ощущение спокойствия и расслабленности. Зеленый вызывает ощущение прочности, желтый - ощущение открытости, легкости, радости, свободы. 

Сочетание желтого  с оранжевым воспринимается как  активное, жизнерадостное, с пурпурным  — парадное, с зеленым — освежающее, жизнерадостное, с белым — вялое, с сипим — как успокаивающее.  

Сочетание красного с фиолетовым действует как вялое, слабое, с синим — динамичное, жизнеутверждающее, с желто-зеленым  — активизирующее, с черным —  угнетающее, с белым — жестокое, неорганичное, с серым — теплое, приятное.  

Сочетание синего с  оранжевым — живое, возбуждающее, с фиолетовым — отступающее, с  зеленым — холодное и неподвижное, с белым — навевает прохладу и  чистоту, с серым — вызывает неудовлетворенность.  

Сочетание зеленого с фиолетовым создает чувство  нереальности, с оранжевым — радости, с белым — прохлады, чистоты, сдержанности, с коричневым — спокойствия, естественности.  

Эротической считается  гамма от темно-лилового до розового. А черный в такой ситуации - это цвет страстности, который лишь усиливает впечатление других цветов. Сочетание черного с красным символизирует стремление покорять и властвовать. 

Основным же эротическим  цветом является фиолетовый. Его особенно предпочитают в одежде (в качестве компенсации) женщины, которые упорно подавляют в себе плотские влечения. И т. д., и т. п. 

Таким образом, экспансивным, темпераментным и раздражительным  людям лучше не использовать для  декоративного оформления в большом  количестве растения красных и оранжевых  тонов. На них благоприятно действуют  растения синей и фиолетовой окраски. Наоборот, людям робким, застенчивым  лучше выбирать для этой цели желтый и оранжевый цвета.  

На восприятие цвета  влияет и возраст человека. Так, дети любят светлые и яркие тона, но они гораздо чувствительнее к  цвету, чем взрослые. Это же относится  и к пожилым людям.  

Чувствительность  глаз к различным цветам существенно  зависит от освещенности. Например, при дневном освещении, по не на солнце цвета теплой гаммы спектра (красный, оранжевый н желтый) кажутся более  яркими, чем цвета холодной гаммы (голубой, синий, фиолетовый). С наступлением сумерек картина становится обратной. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета, особенно теплых тонов, притупляется. На юге глаз различает меньше оттенков, чем в средней полосе.  

КСТАТИ 

Норвежские психологи  установили, что те дети, которые  встали на путь преступности, в тестах, как правило, предпочитали черный цвет, при этом отвергая желтый (что говорит  о неуверенности). А в целом  указывает на агрессию. Интересно, что  те, кто склонен к суициду, также  выбирают черный цвет, но при этом не отвергают желтый. 
 
 
 

Цвет и психика 

<<< К первой  главе

ГЛАВА 2. Психофизиологическое и психологическое воздействие  цвета на человека (продолжение)

2.4. Цвет и эмоции  человека 

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт  света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел  от гнева, позеленел от злости, посерел  от страха», то не воспринимаем эти  выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания  человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым  сталкивается каждый исследователь  отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и  цвет «сцеплены» между собой на очень  глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед  человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так? 

Один из родоначальников  экспериментальной психологии В. Вундт  в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь  ощущений и чувств. Филогенетически  ощущения и чувства неразрывно связаны  между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти  «совершенное поглощение чувством»  всех остальных частей ощущения. В  первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный  компонент), но и чувство по отношению  к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика  человека преимущественно ориентирована  на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт. 

Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных  процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного  действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека. 

Л.М. Веккер (1981) считает  описание Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих  эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных. 

Вторым существенным фактом является достаточно жесткая  степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так  и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда  он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. 

Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости  от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций. 

Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее»  дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего  используют светлые, яркие краски —  желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205). Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое». 

В работе В.Н. Ворсобина  и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников в  зависимости от переживаемых ими  эмоций. В случаях переживания  детьми эмоций радости значимо по сравнению с фоновыми выборами увеличивалось  предпочтение красного, желтого и  оранжевого цветов и уменьшалось  — зеленого и голубого (анализ проводился по цветовым сочетаниям). При переживании  эмоции страха дети достоверно реже предпочитали сочетание красный-синий-фиолетовый, а чаще — зеленый-голубой. Авторы работы приходят к выводу, что отношение у детей данного возраста к красному цвету достаточно специфично для дифференциации эмоций радости и страха. По их мнению, метод выбора цветовых сочетаний несет большую информацию об эмоциональных состояниях, чем выборы отдельных цветов. 

Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях  психической деятельности человека уже с раннего детства, а, следовательно, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в  образовании цветоэмоциональных связей не может быть принята. Что же касается эмоционально-эстетического отношения  к цвету, то, как указывает В.С. Мухина, обучение ребенка устойчивым, предметным ассоциациям цветов, как  правило, приводит к стереотипному, косному восприятию красок, снижает  способность непосредственно чувствовать  цвет. 

Ядро цветоэмоциональных значений является принципиально схожим у детей и взрослых.  

В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко (1988) изучалась возможность  диагносцирования эмоциональных состояний  испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации  результатов, эмоциональные состояния  вызывались у испытуемых с помощью  гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали  коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и  желтый, наоборот, отодвинулись в конец  цветового ряда.  

А.М. Эткинд (1979; 1980-85) провел серию исследований цветоэмоциональных значений у взрослых. В первой работе (1979) изучалось сопряжение 8-ми цветов теста М. Люшера с 9 основными эмоциями по К. Изарду (1980). В таблице 2.4.1. представлены частоты ассоциаций цветов (в %) с эмоциональными факторами Изарда (в каждый фактор включено по три отдельных эмоции). 

Таблица 2.4.1.

Цвет 

Эмоции 

Интерес Радость Удив.* Грусть Гнев Отвр.* Стыд Страх Утом.*

Информация о работе Влияние цвета на психику человека