Влияние цвета на психику человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:54, реферат

Краткое описание

Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Цвет и характер. Цвет и эмоции человека.

Файлы: 1 файл

Психология. Реферат.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

Результаты экспериментальных  работ, обсуждавшиеся в данном разделе, дали нам основание составить  таблицу соответствий между психофизическими характеристиками цветов и психологическими параметрами эмоций (таблица №2.4.2). 

В качестве примера, попробуем, основываясь на этих соответствиях, определить эмоциональное значение таких цветов как розовый и светло-синий. 

Розовый можно описать  как светлый, малонасыщенный красный  цвет. Эмоциональными значениями розового, тем самым, можно считать активные, положительные, поверхностные переживания  типа легкой радости, повышенного настроения, чувства беззаботности и т.п. Возможно, благодаря этим значениям розового, возникла поговорка, «смотреть на мир сквозь розовые очки». 

Таблица 2.4.2.Психофизические  характеристики цвета Параметры эмоций

Цветовой тон Направленность

Красный Активная

Зеленый Нейтральная

Синий Пассивная

Светлота Валентность

Светлый Положительная

Темный Отрицательная

Насыщенность Сила

Насыщенный Интенсивная

Ненасыщенный Слабая 
 
 

Светло-синий —  синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные  параметры — пассивный, положительный, слабый. Быть, по настоящему, «веселым», «радостным» голубому мешает его  пассивность. Он выражает чувство дружелюбного нейтралитета, легко переходящее  в равнодушие и безразличие (см. В. Кандинский).  

Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы  отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах —  темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь  цвета и эмоций (см. Л.П. Урванцев — 1981).

2.5. Цвет и характер 

Разнообразие теоретико-методических подходов в изучении индивидуальных и типологических особенностей человека значительно затрудняет продуктивное сравнение результатов, полученных при исследовании взаимосвязей между отношением к цвету и характером. В настоящем разделе мы используем понятие «характер» достаточно условно — как обозначение устойчивых паттернов внешних (поведенческих) проявлений и их внутренних (психических) условий. Мы специально не будем дифференцировать понятия темперамент, характер, личность, поскольку в различных психологических школах им дается самая различная трактовка, а также потому, что для нас сейчас не столь важно, какая из перечисленных инстанций оказывает большее влияние на отношение субъекта к цвету, а важно установить, что подобное влияние вообще существует. 

Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере характера, является введенное К. Юнгом (1924) понятие  «экстраверсии-интроверсии», хотя следует  признать, что его значение различными психологами трактуется не всегда однозначно. Так Г. Айзенк, создатель известного личностного опросника, понимает экстраверсию — интроверсию как, прежде всего, ряд врожденных психофизиологических свойств человека и соотвествующих им характеристик поведения, абстрагируясь  от того психологического содержания, которое вложил в это понятие  К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными  в поведенческих аспектах (экcтравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам. 

Л.П. Урванцев (1981) сообщает о наличии зависимости между  цветовыми предпочтениями и факторами  «экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку. Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число  цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов  в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки  красного и желтого и реже — синего и зеленого. У интровертов Л.П. Урванцев отмечает противоположную тенденцию. 

В исследовании И.М. Дашкова и Е.А. Устиненко (1980) корреляции между цветовыми предпочтениями (по тесту Люшера) и факторами  опросника Айзенка выявлено не было. 

В нашей работе (1983) удалось выявить определенную связь  между цветовыми выборами по тесту  М. Люшера и значениями факторов экстраверсии и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых (студенты) получена прямая корреляционная зависимость между предпочтением  красного цвета и уровнем экстраверсии (R = 0.404; Р < 0.05). Испытуемые с высокими показателями экстраверсии достоверно чаще предпочитали красный, чем испытуемые с низким уровнем экстраверсии (интроверсией). В ходе исследования был выявлен факт высокого уровня сходства цветовых выборов испытуемых с полярными оценками по шкале «экстраверсия». В частности, это относится к красному цвету: и выраженные экстраверты, и интроверты обнаруживали повышенное его предпочтение. Вероятно, это сказалось на относительно невысоком показателе линейной корреляции Пирсона для красного цвета. Факт сходства «крайностей» подтверждает предположение А.М. Эткинда (1985) о преимущественно нелинейном характере связи между цветовыми выборами и оценками черт личности с помощью опросных методов. Это побудило нас разделить весь континиум значений шкалы «экстраверсия» на несколько поддиапазонов: выраженная интроверсия (0-4 балла по шкале «экстраверсия»), средний уровень интроверсии (5-9), амбаверсия (10-14), средний уровень экстраверсии (15-19) и выраженная экстраверсия (20-24). Наиболее однозначные различия обнаружились при сравнении подгрупп испытуемых со средними показателями экстраверсии и интроверсии. В первой подгруппе красный цвет уверенно занимал первое место, в то время, как у интровертов он, в лучшем случае, находился в середине цветового ряда. Для интровертов оказалось характерным более частое предпочтение фиолетового и черного цветов. В подгруппе амбаверсии фиолетовый оказался особенно «любимым» — более, чем в половине случаев, он ставился на первое место. Выборы фиолетового цвета находились в прямой зависимости и от уровня нейротизма испытуемых. Его активное предпочтение (1-2 места рангового ряда) отмесено у 86% испытуемых с показателем по шкале «нейротизм» выше 12 баллов. В тех случаях, когда повышенный нейротизм сочетался с амбаверсией, предпочтение фиолетового (1-2 места) наблюдалось у 92% испытуемых. 

В ряде работ проводилось  сравнение характера цветовых предпочтений испытуемых с показателями 16-ти факторного опросника (16-PF) Р. Кэттелла (1970). В уже  упомянутой работе И.М. Дашкова и  Е.А. Устиновича (1980), по признанию самих  авторов, были обнаружены корреляции между  цветовыми выборами и факторами 16-PF, которые носят «странный и  парадоксальный характер», и не поддающиеся  взаимоудовлетворяющей оценке и  интерпретации с позиций обоих  методов. Наиболее «понятными» оказалось  предпочтение серого цвета испытуемыми  с высокими оценками по фактору Q («гипертимия-дистимия»). 

Связи между цветовыми  предпочтениями и факторами 16-PF изучались  и А.М. Эткиндом в его диссертационной  работе (1985). Автором отмечено большое  число достоверных взаимосвязей. Предпочтение темных, тусклых цветов теста Люшера оказалось свойственным для лиц с повышенной эмоциональной напряженностью, склонностью к фрустрации и чувству вины (+Q и +Q4), эмоциональной неустойчивостью (-С), робких (-Н). И наоборот, выбор ярких, светлых цветов коррелировал с отсутствием эмоциональной напряженности, самоуверенностью и расслабленностью (-Q и -Q4), что оказалось наиболее характерным для испытуемых, предпочитающих желтый цвет. Как и в работе И.М. Дашкова и Е.А. Устиновича были выявлены кажущиеся странными и малопонятными корреляции. Так, например, положительные выборы черного цвета из таблицы «серого цвета» полного варианта теста Люшера оказались связанными с проявлением активной, яркой, экстравертированной эмоциональности (+А, +F) и творческим воображением (+М). 

Т.А. Айвазян, В.П. Зайцев и др. (1989), проводя сравнение цветовых предпочтений со шкальными оценками испытуемых по факторам опросников 16-PF и СМОЛ, получили результаты, свидетельствующие, что предпочтение «основных» цветов теста Люшера (синего, зеленого, желтого  и красного) коррелирует с активностью, эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, низкими показателями тревожности  и ипохондрической настроенности. Отвержение этих цветов оказалось связанным с той или иной формой внутриличностного неблагополучия. В частности, отрицательный выбор синего цвета коррелировал с повышенным уровнем тревоги и невротизацией. 

В отличие от авторов  вышеприведенной работы, контингент испытуемых которой составили больные  с психосоматическими расстройствами, И.М. Дашковым и Е.А. Устиновичем (1980) была установлена только одна достоверная  корреляция между цветовыми выборами и шкальными оценками ММРI. Она относится к четвертой шкале ММРI (Рd), высокие значения которой оказались связанными с отвержением зеленого цвета. Испытуемыми были студенты 1-го курса ЛГУ. 

В этой связи, можно  предположить, что поиск корреляций между цветовыми симпатиями испытуемых и оценками их личностных черт с  помощью опросных методов (особенно клинико-психологических) имеет гораздо большие шансы на успех, когда в качестве испытуемых выступают лица с пограничными психическими расстройствами, чем здоровые в этом плане люди. Более характерные личностные профили первых в статистическом плане значительно облегчает эту задачу. Однако правомерность экстраполяции полученных в подобном случае результатов на контингент здоровых вызывает сомнения. 

При всей заманчивости нахождения определенной, устойчивой связи между личностными чертами  человека и его отношением к цвету, следует признать, что путь поиска линейной корреляционной зависимости  между цветовыми выборами и показателями личностных опросников является малоперспективным. 

В качестве альтернативного можно рассматривать подход, предложенный самим М. Люшером в книге «Четырехцветный человек» (1977), где основой типологии характеров служит сам цвет. Более подробно подход М. Люшера будет рассмотрен в 4 главе. 

Значительно обедняет возможности изучения связей цвета  с типическими особенностями  личности человека то, что исследователи, как правило, используют лишь один прием  определения отношения человека к цвету — метод цветовых предпочтений. Поэтому представляет особый интерес  работа И.Г. Беспалько (1975), в которой  изучалось соотношение между  порогами цветоразличения и соматотипами. Было выявлено, что средние величины цветовых порогов для пикников и  астеников резко и достоверно различаются между собой по всему  спектру цветов. Цветовые пороги у  пикников превышали аналогичные  астеников. Причем, эти различия значительно  превосходили колебания цветовых порогов, обусловленные изменением эмоционального состояния. У пикников с изменением эмоционального состояния происходило  качественное изменение профиля  порогов цветоразличения (соотношение  порогов красного и синего), а  у астеников — количественное. Автор работы не исключает, что подобные различия между пикниками и астениками могут иметь отношение к предложенной Э. Кречмером (1924) структуре эмоциональности у данных соматотипов (диатетическая шкала настроений пикника: от веселья к грусти; психэстезическая — астеника: от повышенной к пониженной чувствительности типа «стекла и дерева»). 

Еще одним ограничением, сужающим возможности нахождения взаимосвязей между отношением к цвету и  характером следует признать ограниченное число показателей, характеризующих  особенности цветовых предпочтений человека. Очевидно, что только цветовых рангов явно недостаточно для выявления  возможных корреляций. Попыткой преодоления  этого ограничения стало наше совместное с И.И. Кутько (1997) исследование взаимосвязей цветовых предпочтений и  акцентуаций характера у подростков. 

Целью данного исследования стала проверка валидности теста  Люшера в отношении характерологических  особенностей подростков с акцентуациями  характера по А.Е. Личко [1983]. 

Результаты исследования изложены в статье «Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера»

2.6. Отношение к  цвету в процессе мышления 

Цветовое воздействие  на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление. Речь не об информационной, а — энергетической стороне цветового воздействия, и тем самым, не о содержании мыслительного  процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках. С  этой точки зрения, мышление предстает  и перед самим субъектом мышления, и перед внешним наблюдателем (экспериментатором), не как последовательность целенаправленных ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п., а как особого рода психическое напряжение, оканчивающееся в случае нахождения решения удовлетворяющей субъекта разрядкой. 

Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. 

Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить  окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных  отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают  эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка  или пола, но и мебели. Наоборот, цвета  «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с  яркими, светлыми оттенками. 

В исследовании А.И. Берзницкаса (1980) было получено 8 цветовых профилей интеллектуальных эмоций, которые  автор соотносит с основными  фазами мыслительного процесса. Для  таких эмоций как «догадка», «удивление», «уверенность» общим является выбор  самых ярких и светлых цветов теста М. Люшера — красного и желтого. Реже всего с этими эмоциями испытуемые ассоциировали черный, серый и  темно-синий. Вместе с тем, «сомнение» и «огорчение» связывались испытуемыми  с серым, коричневым, черным и темно-синим. Интересным оказался цветовой профиль «понятно». Вслед за желтым и красным в ранговом ряду выборов испытуемые расположили черный цвет. Интерпретируя данный факт, А.И. Берзницкас указывает, что чувство понятного связано с эмоцией «приятно». Их взаимозависимость может быть выражена в виде инвертированной «U» образной кривой: наиболее понятно то, что максимально приятно или неприятно. 

Информация о работе Влияние цвета на психику человека