Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:54, реферат
Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Цвет и характер. Цвет и эмоции человека.
Результаты экспериментальных
работ, обсуждавшиеся в данном разделе,
дали нам основание составить
таблицу соответствий между психофизическими
характеристиками цветов и психологическими
параметрами эмоций (таблица №2.4.2).
В качестве примера,
попробуем, основываясь на этих соответствиях,
определить эмоциональное значение
таких цветов как розовый и светло-синий.
Розовый можно описать
как светлый, малонасыщенный красный
цвет. Эмоциональными значениями розового,
тем самым, можно считать активные,
положительные, поверхностные переживания
типа легкой радости, повышенного настроения,
чувства беззаботности и т.п. Возможно,
благодаря этим значениям розового,
возникла поговорка, «смотреть на мир
сквозь розовые очки».
Таблица 2.4.2.Психофизические характеристики цвета Параметры эмоций
Цветовой тон Направленность
Красный Активная
Зеленый Нейтральная
Синий Пассивная
Светлота Валентность
Светлый Положительная
Темный Отрицательная
Насыщенность Сила
Насыщенный Интенсивная
Ненасыщенный Слабая
Светло-синий —
синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные
параметры — пассивный, положительный,
слабый. Быть, по настоящему, «веселым»,
«радостным» голубому мешает его
пассивность. Он выражает чувство дружелюбного
нейтралитета, легко переходящее
в равнодушие и безразличие (см. В.
Кандинский).
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах — темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций (см. Л.П. Урванцев — 1981).
2.5. Цвет и характер
Разнообразие теоретико-
Одним из немногих обще
употребляемых в психологии понятий,
относящихся к сфере характера,
является введенное К. Юнгом (1924) понятие
«экстраверсии-интроверсии», хотя следует
признать, что его значение различными
психологами трактуется не всегда однозначно.
Так Г. Айзенк, создатель известного
личностного опросника, понимает экстраверсию
— интроверсию как, прежде всего,
ряд врожденных психофизиологических
свойств человека и соотвествующих
им характеристик поведения, абстрагируясь
от того психологического содержания,
которое вложил в это понятие
К. Юнг. По данным Айзенка (1941) люди, предпочитающие
яркие цвета, являются более активными
в поведенческих аспектах (экcтравертированными),
чем те, кто отдает предпочтение темным
оттенкам.
Л.П. Урванцев (1981) сообщает
о наличии зависимости между
цветовыми предпочтениями и факторами
«экстраверсии» и «нейротизма» по Айзенку.
Испытуемые с высокими показателями
нейротизма лишь небольшое число
цветов оценивают нейтрально. Количество
предпочитаемых цветов у интровертов
в два раза меньше, чем у экстравертов.
Последние чаще выбирают оттенки
красного и желтого и реже — синего и зеленого.
У интровертов Л.П. Урванцев отмечает противоположную
тенденцию.
В исследовании И.М.
Дашкова и Е.А. Устиненко (1980) корреляции
между цветовыми предпочтениями
(по тесту Люшера) и факторами
опросника Айзенка выявлено не было.
В нашей работе (1983)
удалось выявить определенную связь
между цветовыми выборами по тесту
М. Люшера и значениями факторов экстраверсии
и нейротизма. На выборке в 100 испытуемых
(студенты) получена прямая корреляционная
зависимость между
В ряде работ проводилось
сравнение характера цветовых предпочтений
испытуемых с показателями 16-ти факторного
опросника (16-PF) Р. Кэттелла (1970). В уже
упомянутой работе И.М. Дашкова и
Е.А. Устиновича (1980), по признанию самих
авторов, были обнаружены корреляции между
цветовыми выборами и факторами
16-PF, которые носят «странный и
парадоксальный характер», и не поддающиеся
взаимоудовлетворяющей оценке и
интерпретации с позиций обоих
методов. Наиболее «понятными» оказалось
предпочтение серого цвета испытуемыми
с высокими оценками по фактору Q («гипертимия-дистимия»).
Связи между цветовыми
предпочтениями и факторами 16-PF изучались
и А.М. Эткиндом в его диссертационной
работе (1985). Автором отмечено большое
число достоверных
Т.А. Айвазян, В.П. Зайцев
и др. (1989), проводя сравнение цветовых
предпочтений со шкальными оценками
испытуемых по факторам опросников 16-PF
и СМОЛ, получили результаты, свидетельствующие,
что предпочтение «основных» цветов
теста Люшера (синего, зеленого, желтого
и красного) коррелирует с активностью,
эмоциональной устойчивостью, уверенностью
в себе, низкими показателями тревожности
и ипохондрической
В отличие от авторов
вышеприведенной работы, контингент
испытуемых которой составили больные
с психосоматическими расстройствами,
И.М. Дашковым и Е.А. Устиновичем (1980)
была установлена только одна достоверная
корреляция между цветовыми выборами
и шкальными оценками ММРI. Она относится
к четвертой шкале ММРI (Рd), высокие значения
которой оказались связанными с отвержением
зеленого цвета. Испытуемыми были студенты
1-го курса ЛГУ.
В этой связи, можно
предположить, что поиск корреляций
между цветовыми симпатиями испытуемых
и оценками их личностных черт с
помощью опросных методов (особенно
клинико-психологических) имеет гораздо
большие шансы на успех, когда в качестве
испытуемых выступают лица с пограничными
психическими расстройствами, чем здоровые
в этом плане люди. Более характерные личностные
профили первых в статистическом плане
значительно облегчает эту задачу. Однако
правомерность экстраполяции полученных
в подобном случае результатов на контингент
здоровых вызывает сомнения.
При всей заманчивости
нахождения определенной, устойчивой
связи между личностными
В качестве альтернативного
можно рассматривать подход, предложенный
самим М. Люшером в книге «Четырехцветный
человек» (1977), где основой типологии характеров
служит сам цвет. Более подробно подход
М. Люшера будет рассмотрен в 4 главе.
Значительно обедняет
возможности изучения связей цвета
с типическими особенностями
личности человека то, что исследователи,
как правило, используют лишь один прием
определения отношения человека
к цвету — метод цветовых предпочтений.
Поэтому представляет особый интерес
работа И.Г. Беспалько (1975), в которой
изучалось соотношение между
порогами цветоразличения и
Еще одним ограничением,
сужающим возможности нахождения взаимосвязей
между отношением к цвету и
характером следует признать ограниченное
число показателей, характеризующих
особенности цветовых предпочтений
человека. Очевидно, что только цветовых
рангов явно недостаточно для выявления
возможных корреляций. Попыткой преодоления
этого ограничения стало наше
совместное с И.И. Кутько (1997) исследование
взаимосвязей цветовых предпочтений и
акцентуаций характера у
Целью данного исследования
стала проверка валидности теста
Люшера в отношении
Результаты исследования изложены в статье «Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера»
2.6. Отношение к
цвету в процессе мышления
Цветовое воздействие
на психический аппарат человека
затрагивает не только его эмоции
и характер, но и познавательные
процессы, и прежде всего, — мышление.
Речь не об информационной, а — энергетической
стороне цветового воздействия,
и тем самым, не о содержании мыслительного
процесса, а о его динамических,
энергетических характеристиках. С
этой точки зрения, мышление предстает
и перед самим субъектом
Эмпирические наблюдения
показывают, что в различных цветовых
средах, человеку «думается» по-разному:
цветовое воздействие может, либо препятствовать,
либо способствовать решению задачи.
Г. Фрилинг и К.
Ауэр (1973) не рекомендуют производить
окраску темными, «холодными» тонами
тех помещений, в которых люди
занимаются умственным трудом — школьных
классов, студенческих аудиторий, научных
отделов, лабораторий и т.п. Подобные
цвета вызывают торможение и снижают
эффективность умственной деятельности.
Это касается не только стен, потолка
или пола, но и мебели. Наоборот, цвета
«активной стороны» улучшают мыслительную
деятельность, повышают ее продуктивность.
В представлениях испытуемых успешное
решение задачи ассоциируется с
яркими, светлыми оттенками.
В исследовании А.И.
Берзницкаса (1980) было получено 8 цветовых
профилей интеллектуальных эмоций, которые
автор соотносит с основными
фазами мыслительного процесса. Для
таких эмоций как «догадка», «удивление»,
«уверенность» общим является выбор
самых ярких и светлых цветов
теста М. Люшера — красного и желтого.
Реже всего с этими эмоциями испытуемые
ассоциировали черный, серый и
темно-синий. Вместе с тем, «сомнение»
и «огорчение» связывались