Психика и сознание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы является раскрытие следующих вопросов:
— Психика и сознание. Отличие психической деятельности животных и человека;
— Бессознательные мотивы совершения преступлений: психоанализ.

Оглавление

Введение 3
Вопрос 1. Психика и сознание. Отличие психической деятельности животных и человека 4
Вопрос 2. Бессознательные мотивы совершения преступлений: психоанализ 14
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Титульный лист 

 

Содержание 

 

Введение

       Каждая  конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет  и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

       Само  определение психологии появилось  в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского - психология, дословно, понимание, знание души. Оно  носит как научный, так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которые правят миром. Но только к середине19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

       В основе научных психологических  знаний лежит учение о психике  человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).

       Цель  данной работы является раскрытие следующих  вопросов:

      • Психика и сознание. Отличие психической деятельности животных и человека;
      • Бессознательные мотивы совершения преступлений: психоанализ.

 

Вопрос 1. Психика  и сознание. Отличие  психической деятельности животных и человека

 

       Само  определение психологии появилось  в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского - психология, дословно, понимание, знание души. Оно носит как научный, так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которые правят миром. Но только к середине19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.

       В основе научных психологических  знаний лежит учение о психике  человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).

       Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.

       Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)

       В данной концепции выделяют две стадии. Первая - стадия элементарной психики - имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики - имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения  этих двух стадий развития психики  лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия.

       1. Стадия элементарной сенсорной  психики.

       А. Низший уровень. Примитивные элементы чувственности. Развитая раздражительность.

       Особенности поведения:

       четкие  реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений, слабая пластичность поведения. Несформированная форма реагирования на биологически незначимые свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

       Виды  живых существ:

       простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы.

       Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление  важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

       Особенности поведения:

       четкие  реакции на биологически незначимые раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий  среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научения играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

       Виды  живых существ:

       высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

       II. Стадия перцептивной психики.

       А. Низший уровень. Отражение высшей действительности в форме образов и предметов. Объединение воздействующих свойств  в целостный образ вещи. Главный  орган манипулирования - челюсти.

       Особенности поведения:

       формирование двигательных навыков. Преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение.

       Виды  живых существ:

       Рыбы  и другие низшие позвоночные, некоторые  высшие беспозвоночные, насекомые.

       Б. Высший уровень. Элементарные формы  мышления (решение задач). Складывание  определенной "картины мира".

       Особенности поведения:

       высокоразвитые  инстинктивные формы поведения. Способность к назначению.

       Виды  живых существ:

       высшие  позвоночные (птицы и некоторые  млекопитающие).

       В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности ориентировочно-исследовательской фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях.

       Особенности поведения:

       выделение специализированных органов. Манипулирования: рук и лап. Развитие исследовательских  форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

       Виды  живых существ:

       обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

       Развитие  психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идёт в основном за счёт памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают высшие.

       Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка  и речи. С помощью орудий труда  человек получил возможность воздействовать на природу и глубже её познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, на данные непосредственно органам чувств.

       Одна  из наиболее актуальных проблем современного образования и воспитания связана  с вопросом развития всех психических  процессов личности в онтогенезе. Выделяют три сферы психики, развитие и функционирование которых обеспечивает индивиду необходимые предпосылки оптимальной социальной адаптации: интеллект, воля и эмоции. Все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Процесс обучения и воспитания направлен на их развитие и равновесие. Важным условием нормальной адаптации является относительное взаимосоответствие волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов. При нарушении такого соответствия могут наблюдаться феномены дезадаптивного поведения как у взрослых, так и у детей Так, например, при доминировании волевых процессов (в условиях недостаточного эмоционального развития личности) может проявляться стремление к власти, манипулятивному способу поведения и т.д. Преобладание интеллектуальных процессов над волевыми и эмоциональными приводит человека к уходу от действительности в мир идей и теорий. Ярко выраженное эмоциональное реагирование способствует формированию импульсивного характера, который не дает возможности устанавливать нормальные отношения с другими людьми.

       Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

       Психика – совокупность душевных процессов  и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

       Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией  как наукой. Есть два различных  философских понимания природы  и проявления психики : материалистическое и идеалистическое.Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

       В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

       Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

       Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

       В материалистическом понимании психика  как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

       Вместе  с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют  о зависимости, существующей между  мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.

       Биологические исследования человеческого организма  и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти  полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он этого не знает".

       Личность  отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его  положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое  тело, возникающее и развивающееся  по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.

Информация о работе Психика и сознание человека