Психика и сознание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы является раскрытие следующих вопросов:
— Психика и сознание. Отличие психической деятельности животных и человека;
— Бессознательные мотивы совершения преступлений: психоанализ.

Оглавление

Введение 3
Вопрос 1. Психика и сознание. Отличие психической деятельности животных и человека 4
Вопрос 2. Бессознательные мотивы совершения преступлений: психоанализ 14
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

       Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

       Но  восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

       Во-первых, у человека по сравнению с животными  соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

       Во-вторых, память животных по сравнению с человеком  ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим  поколениям себе подобных существ они  передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

       Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична.Он можетзапоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информацииблагодаря тому, что ему самомунет необходимостивсю этуинформациюпостояннопомнить и держать в своей голове.Для этого людиизобрели знаковые системы и средства для записиинформации.Они могут не толькозаписывать и хранить ее,но такжепередаватьиз поколения в поколение через предметыматериальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

       Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло быее членам общаться между собой, направлять икоординировать действия каждого изних.

       Не  менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ  чуть ли не с рождения обладают потенциальной  способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении —между ними обнаруживаются разительные различия.

       Только  высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

       Ученых  также давно волновал вопрос, способны ли животные чему-нибудь научиться. В 1912 годуЙеркспытался выяснить, на какой  ступени эволюции животного мира появляется эта споcобность чему-то научаться. Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого червя. Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше 150 проб, в которых червь, еслион поворачивал налево, натыкался на сетку, находившуюся под током.Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животныхможетнакапливать информацию, способную изменять их поведение.

       У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций.

       Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяныи, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связьмежду различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путемумозаключений, не прибегая к пробнымдействиям, производимым наудачу,

       Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет лиречь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум.

       У позвоночных, стоящих на вершине  эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как“интеллектуальное” поведение.

       Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные  виды поведения со сложной структурой, включающей:

       — ориентировочно исследовательскую  деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

       — формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к  достижению цели;

       — сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности является еесаморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

       Систематические исследования интеллектуального поведения  высших животных (обезьян)были начатыизвестным  немецким психологом В.Келлером. Дляизучения  этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложныеусловия, когданепосредственное достижение цели было невозможно.

 

Вопрос 2. Бессознательные  мотивы совершения преступлений: психоанализ

 

       Наряду  с сознательными формами отражения  и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

       Психическая деятельность может находится в  фокусе сознания, а иногда не достигает  уровня сознания (досознательное или  предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

       Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

       Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

       В истории философской и психологической  мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и в конечном счете быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

       Психофизиологические  аспекты бессознательного широко исследовались  в современной науке в связи  с анализом сна и гипнотических  состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось.

       В настоящее время криминологи, опираясь на психологическое знание о природе неосознаваемых явлений, уделяют серьезное внимание исследованию немотивированных преступлений" которые в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют определенную сложность как в практике судебного делопроизводства, так и в пенитенциарной и превентивной практике. Так, в частности, А. Ф. Зелинский пишет, что проведенное исследование достаточно многочисленной группы осужденных, отбывающих наказание за тяжкие насильственные преступления, показало, что 85% из них учинили насилие непреднамеренно, 60% опрошенных не смогли сколько-нибудь удовлетворительно объяснить мотивы своих поступков, приведших их в колонию. Автор считает, что, в зависимости от того, какие состояния личности обусловили ослабление сознательного контроля над поведением, можно различать четыре типа импульсивного преступного поведения: 1) преступления в состоянии глубокого алкогольного опьянения; 2) преступления в состоянии аффекта; 3) преступления лиц, находящихся в болезненном состоянии или состоянии усталости; 4) скоротечные преступления.

       Очевидно, что для психологического анализа наибольший интерес представляют именно те преступления, которые не совсем удачно классифицированы автором как "скоротечные", то есть происходящие спонтанно, непроизвольно, без предварительного внутреннего, содержащегося в сознании плана. Что представляют собой психологические регуляторы таких действий, какова их природа, механизмы формирования и функционирования - этот круг вопросов в равной степени занимает и криминологию, и психологию.

       Следует отметить, что в одной из последних  советских криминологических работ  по проблемам мотивации, в коллективной монографии "Криминальная мотивация", вышедшей под редакцией академика  В. Н. Кудрявцева в 1986 году, бессознательной  мотивации преступного поведения посвящена самостоятельная глава. В ней, в частности, сделана попытка рассмотреть природу и классифицировать в зависимости от происхождения и характера проявления неосознаваемые мотивы. К числу таких мотивов авторы относят следующие:

       1. Неосознаваемые мотивы, свойственные определенному типу личности, характеризующейся переоценкой собственной значимости, агрессивной концентрацией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям. Таким образом, неосознаваемым детерминантом является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоидентичностью. Основная их тенденция выражается в неосознаваемом избегании социального контроля. Это, как правило, лица, ведущие бездомный паразитический образ жизни.

       2. Неосознаваемые мотивы, которые  могут носить компенсаторный  или гиперкомпенсаторный характер, что, прежде всего, связано  с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемленности личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект.

       3. Неосознаваемые мотивы, связанные с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по механизму импринтинга "впечатывания" травматического опыта. Унижения, несправедливое жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

Информация о работе Психика и сознание человека