Способности в психике человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:01, доклад

Краткое описание

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знониям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Оглавление

Понятие способностей
Способности и индивидуальные различия
Виды способностей
Развитие способностей
Виды способностей

Файлы: 1 файл

Серега(Психология).docx

— 68.44 Кб (Скачать)
С.Р.С.
Способности в психике человека
 

Карагандинский Государственный Медицинский Университет

Кафедра Психологии ,Психиатрии и Наркологии 

 
[Выберите  дату]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Ткачук Сергей

Проверила: Жунусова. К. К. 

План

  1. Понятие способностей
  2. Способности и индивидуальные различия
  3. Виды способностей
  4. Развитие способностей
  5. Виды способностей
 

 

  Способности в психике человека

  Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знониям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов.

  Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

  Способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

  Если  определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям  деятельности, которой  овладевает человек  на протяжении времени, педагогически обоснованно  отведенною на её освоение, то это даёт основание  заключать о наличии  у него способностей к данной деятельности. И если другой человек  при прочих равных условиях не справляется  с требованиями, которые  предъявляет ему  деятельность, то это  дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих  психологических  качеств, другими  словами, отсутствие способностей4

  Способности - это не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

  Способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

  Способность существует только в  движении, только в  развитии. Надо помнить, что отдельные  способности не просто сосуществуют рядом  друг с другом и  независимо друг от друга. Каждая способность  изменяется, приобретает  качественно иной характер в зависимости  от наличия и степени  развития других способностей.

  Способности существуют только к  известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью  будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его  способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности  отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности  зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования  в какой-либо области. И если у человека нет желания или  увлеченности чем-то, то способности в  этом случае нельзя развить.  

  рассмотренное вначале статьи определение  способностей является общепризнанным. Нельзя, однако, данное определение  способностей считать  исчерпывающим. В  соответствии с ним, человек, обладающий определённой способностью, — тот, кто отличается от других людей, выполняет свою деятельность более успешно, но не только за счёт наличия определённых знаний, умений и навыков. Эти признаки, несомненно, присущи способностям, но не определяют их в полной мере. Практически любая психическая функция может обладать данными признаками. Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, память не сводится к знаниям, умениям или навыкам. А вот определить, является ли память сама по себе способностью или нет — сложно. Можно аналогично рассмотреть темперамент. Люди различаются по типу темперамента, наличие того или иного темперамента может способствовать или препятствовать тому или иному виду деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, где требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Но очевидно, что темперамент — не способность. Значит, данные признаки необходимые, но не достаточные применительно к способностям, и это нужно учитывать. В приведённом определении способностей, отсутствует указание на то, из чего состоит способность.

  Условия формирования способностей

  Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

  Способности и индивидуальные различия

  Говоря  о способностях, надо упомянуть, что они  у каждого человека разные. Каждый человек  имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его  деятельности определяется наличием того или  иного сочетания  способностей. Одни способности могут  заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

  Способности и склонности

  Ещё один термин, употребляемый  Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности»[2] . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

  Способности и одарённость

  Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

  Виды  способностей

  Способности делятся на общие  и специальные. Выделяют следующие виды специальных  способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

  Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств  личности, в то время  как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

  Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

  Конкретный  пример: Для математика недостаточно иметь  хорошую память и  внимание. Людей, способных  к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены  элементы, необходимые  для математического  доказательства. Наличие  интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.

  Музыкальные способности можно  разделится на две  группы:

  1. технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
  2. слуховые (музыкальный слух).

  Музыкальные способности в  существующий общей  психологической  классификации относятся  к специальным, то есть таким, которые  необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

  В экстремальных условиях, когда возникает  необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться  способности.

  Стадии  развития способностей:

  1. Задатки
  2. Способности
  3. Одаренность
  4. Талант
  5. Гениальность

  Уровни  развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий
  • Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[1]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Информация о работе Способности в психике человека