Структура психики человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:49, реферат

Краткое описание

Психика человека– качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 19.55 Кб (Скачать)

 

 

 Структура психики человека.

Психика человека– качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Психические процессы – динамическое  отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных  воздействий.

Психические свойства личности –  это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Основные  психические процессы человека.

Ощущения - это отражение отдельных  свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. 
Наиболее распространенная классификация ощущений - И.Шеррингтона:  
 
1) экстерорецептивные - возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 
 
2) интерорецептивные - сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль); 
 
3) проприорецептивные - расположены в мышцах и сухожилиях. 

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним.

2. Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией.

4. Объем – количество однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ребенка - не более 2-3.

 Объем внимания зависит не  только от генетических факторов  и от возможностей кратковременной  памяти индивида. Имеют также  значения характеристики воспринимаемых  объектов и профессиональные  навыки самого субъекта.

5. Распределение, то есть способность  сосредоточивать внимание на  нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы  несколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать  несколько действий или следить  за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из поля  внимания. Наполеон мог, по некоторым  свидетельствам, диктовать своим  секретарям семь ответственных  дипломатических документов одновременно.

Речь - это психический процесс  использования языка с целью  обмена информацией, общения и решения  других задач. Речь человека развивается  и проявляется в единстве с  мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С  помощью речи люди общаются между  собой, передают знания, оказывают влияние  друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством  взаимовоздействия. В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и  внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.

Знание особенностей психических  явлений очень важно для каждого  человека. С помощью психических  процессов мы познаем мир. Описанные  в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому, как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как  это важно для познавательной деятельности. Психические состояния  могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие  на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния  для того, чтобы добиваться более  высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические  свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь

Список используемой литературы:

1.     Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург, 1999. 
 
2.    Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001.  
 
3.   Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1995.


Информация о работе Структура психики человека