Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 07:49, реферат
Психика человека– качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.
Структура психики человека.
Психика человека– качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.
Психические свойства личности – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Основные психические процессы человека.
Ощущения - это отражение отдельных
свойств предметов, воздействующих на
органы чувств. Ощущения - объективны,
так как в них всегда отражен внешний раздражитель,
а с другой стороны, субъективны, поскольку
зависят от состояния нервной системы
и индивидуальных особенностей.
Наиболее распространенная классификация
ощущений - И.Шеррингтона:
1) экстерорецептивные - возникают при
воздействии внешних стимулов на рецепторы,
расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные - сигнализируют
о том, что происходит в организме (голод,
жажда, боль);
3) проприорецептивные - расположены
в мышцах и сухожилиях.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним.
2. Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.
3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией.
4. Объем – количество однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ребенка - не более 2-3.
Объем внимания зависит не
только от генетических
5. Распределение, то есть
Речь - это психический процесс
использования языка с целью
обмена информацией, общения и решения
других задач. Речь человека развивается
и проявляется в единстве с
мышлением. Содержание и форма речи
человека зависят от его профессии,
опыта, темперамента, характера, способностей,
интересов, состояний и т. д. С
помощью речи люди общаются между
собой, передают знания, оказывают влияние
друг на друга, воздействуют на себя. Речь
в профессиональной деятельности является
носителем информации и средством
взаимовоздействия. В речевой деятельности
специалиста можно выделить речь
устную и письменную, внутреннюю и
внешнюю, диалогическую и
Знание особенностей психических
явлений очень важно для
Список используемой литературы:
1. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.
– Санкт-Петербург, 1999.
2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология
и педагогика: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. - М.: Академия,
2001.
3. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1995.