Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа
Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Введение
1. Характеристика психики человека и его основная структура.
2. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.
3. Соотнесение понятий и определений.
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одно из центральных мест в психологии
занимает понимание психики. В самом общем
виде психика – это внутренний
духовный мир человека: его потребности
и интересы, желания и влечения, установки
и оценочные суждения, отношения, переживания,
цели, знания, умения и навыки поведения
и деятельности и т. п. Психика человека
проявляется в его высказываниях, эмоциональных
состояниях, мимике, пантомимике, поведении
и деятельности, их результатах и других
внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями
отечественной психологии в понимании
психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает
психику как свойство особым образом организованной
материи – головного мозга. Психика –
это свойство высокоорганизованной материи
отражать объективную действительность
и на основе формируемого при этом психического
образа целесообразно регулировать деятельность
субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством
психического, психика – это особое свойство
только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи
и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении.
Психика – это субъективный образ объективного
мира, идеальное (нематериальное) отражение
реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально
и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально,
но и избирательно: человек целенаправленно
воспринимает и понимает мир, взаимодействует
со средой, в которой он ищет способ реализации
своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека
к действительности побуждает его проявлять
соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно;
это процесс непрерывного познания действительности,
движение от ее простого созерцания к
абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического
является способность опережать ход событий,
предвидеть результаты действий, поведения,
социальных и природных процессов на основе
познания закономерностей развития объективной
реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный
человеку, образует сознание как
результат общественно-трудовой деятельности
человека, его общения с другими людьми
и включения в разнообразные виды деятельности.
Сознание, будучи общественным продуктом,
присуще только человеку. Низший уровень
психики образует бессознательное
– это совокупность психических процессов,
актов и состояний, обусловленных воздействиями,
во влиянии которых человек не дает себе
отчета.
Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. В советский период отечественными учеными определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое — материально, психическое — идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчеркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею практического опыта привели к трудностям. Оказалось, что понимание психики вне обращения к ее духовной основе недостаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и ее природу.В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:
• подход, исходящий из признания духовной основы психики.
Согласно научно-
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:
в полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями;
В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процессы объясняются с точки зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше.
В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.
Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.
Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.
Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.
Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.
Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.
Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.
Психические свойства
— индивидуально-
Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.
К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.
Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:
Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.
Во всех формах психических
явлений выступают в
Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.
Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание .
Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-е гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны.
Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.
К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.
Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ошушение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.
Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.