Психика человека и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.

Оглавление

Введение
1. Характеристика психики человека и его основная структура.
2. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.
3. Соотнесение понятий и определений.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.91 Кб (Скачать)

Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре  психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

 

 

 

2Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.

 

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких  мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенное™, нацеленности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано  и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень  — бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания .

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских  и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется  и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами  поведения, требующими от человека постоянного  внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех  случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают  перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои»*. Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Индивидуальное  сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится  в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит  свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней  и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне. Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным  и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакоместа, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Несознательная  память — это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне

мышлением, воображением, вниманием  человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Соотнесение понятий и определений.

Сознание – высший уровень психической  активности человека, как социального  и духовного существа, отношение  к миру со знанием его объективных  закономерностей.

Самосознание – высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство  личности, выражается в сознании человеком  своих качеств, самого себя.

Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не даёт отчёта.

Самосознание связано  с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

Бессознательное играет в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает. 
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо событию.  
Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая - прячется за него. 
Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства. 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Э.В.Островский и  Л.И.Чернышова. Психология и педагогика

Ждан А.Н. История психологии

Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии

Информация о работе Психика человека и его структура