Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:24, контрольная работа
Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Введение
1. Характеристика психики человека и его основная структура.
2. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.
3. Соотнесение понятий и определений.
Заключение
Список использованной литературы
Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).
Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.
2Содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и их сопоставление.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.
В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.
Независимо от того, каких
мировоззренческих позиций
Психологическая характеристика сознания включает:
Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.
Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенное™, нацеленности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.
Первый исходный уровень — бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:
На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания .
Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:
Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).
Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.
Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.
Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.
Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.
Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:
Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.
В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои»*. Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.
Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.
Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.
В зоне сознания находит
свое отражение малая часть
Различие между
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Бессознательные ощущения — это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакоместа, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.
Несознательная память — это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне
мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.
Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.
Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.
Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.
Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
3Соотнесение понятий и определений.
Сознание – высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Самосознание –
Бессознательное – совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не даёт отчёта.
Самосознание связано
с ощущением своей
Бессознательное играет в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.
Заключение
Психика человека включает все, что он ощущает,
воспринимает, думает, помнит, чувствует,
все его привычки, его индивидуальность,
то, как, с помощью каких средств (механизмов)
это делает.
Психика дает возможность не только достаточно
точно отражать особенности окружающего
мира, она позволяет предвидеть, предугадывать
то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая
функция психической деятельности в наибольшей
степени характерна для человека. Благодаря
этому мы можем представить то, что случится
через некоторое время, можем строить
планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет
нам, например, заранее подготовиться
к какому-либо событию.
Психика имеет индивидуальный характер.
Психические особенности образуют индивидуальность,
и все воздействия преломляются через
индивидуальные особенности. Вы сами,
наверное, неоднократно наблюдали, как
одно и то же событие одного человека волнует,
а другого оставляет безразличным. Видели,
как при нападении на хозяина одна собака
начинает его защищать, а другая - прячется
за него.
Психология изучает психические явления:
психические процессы, психические состояния
и психические свойства.
Список литературы
Э.В.Островский и Л.И.Чернышова. Психология и педагогика
Ждан А.Н. История психологии
Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии