Сознание и бессознательное в структуре психики человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:37, реферат

Краткое описание

Психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи (головного мозга).

Оглавление

Введение 3
1. Сознательное. Основные приметы сознания 4
2. Бессознательное 6
3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного 8
Заключение 12
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психология 2.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И 

ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ 
 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 

Реферат 
 

По дисциплине: «Психология» 

Тема  4. Сознание и бессознательное в структуре психики человека 
 
 

   Содержание. 

Введение                                                                                                            3

1. Сознательное. Основные приметы сознания                                                4

2. Бессознательное                                                                                              6

3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного                                 8

Заключение                                                                                                          12

Список использованной литературы                                                                13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п.

   Сущность  психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи (головного мозга).

   Выделяют  три уровня психического отражения:

   -досознательный (безусловно рефлекторный, природообусловленный);

   -сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно- рефлекторный);

   -послесознательный,  надсознательный (условно- рефлекторный- автоматизмы, установки и т.п.)

   Таким образом, в психике есть две стороны: неосознваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С.Л. Рубинштейн). Другими словами, сознательное и бессознательное. Эти две стороны психики являются противополжностями, находящимися в постоянном взаимодействии, в результате которого возникают различные психические явления и состояния человека.

   Раскроем  содержание темы реферата, рассмотрев вышеперечисленные понятия сознательного и бессознательного, а также их взаимодействие.   
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Сознательное. Основные  приметы сознания  

     Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

   Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Всё это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

   Важнейшим философским вопросом всегда был  и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм.

   Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения.

   Появление человека современного типа (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в  условиях социума обусловил качественно  новое развитие психики человека. Изготовление простейшего орудия труда связанно с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Всё это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта.

   При взаимодействии с себе подобными, у  человека возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической  цели, действия, связанные с мышлением  и волей человека.

   Труд  стимулировал человека к осознанию  значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознание человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений - слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации - речи.

   Развитие  последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым  осуществляются процессы психики и  сознания - нервной системы и её наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознаёт при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определённого, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

   Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно  связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь, результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.                             

   2. Бессознательное          

   Наряду  с сознательными формами отражения  и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.

   Психическая деятельность человека, его психика  функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

  Сознание  ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

  Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.

  Существует также бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

  Есть  и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком  в психических процессах, свойствах и состояниях.

  Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

  Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые  человек не осознаёт у себя, но которые  ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

  Оговорки  представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные  речевые действия, связанные с  искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». Что в свою очередь так же указывает на присутствие диалектики: единство и борьба противоположностей.

  Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с  какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

  Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. 

   3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного                              

  В свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными  и другими уровнями психической  регуляции поведения, в частности  бессознательным, остается сложным  и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне.

  Подсознательный уровень психической деятельности - обобщённые, автоматизированные в  опыте данного индивида стереотипы его поведения - умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях  его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Информация о работе Сознание и бессознательное в структуре психики человека