Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:37, реферат
Психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи (головного мозга).
Введение 3
1. Сознательное. Основные приметы сознания 4
2. Бессознательное 6
3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного 8
Заключение 12
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И
ОБРАЗОВАНИЯ
ТВЕРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ
Кафедра
гуманитарных наук
Реферат
По дисциплине:
«Психология»
Тема
4. Сознание и бессознательное в структуре
психики человека
Содержание.
Введение
1. Сознательное.
Основные приметы сознания
2. Бессознательное
3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного 8
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи (головного мозга).
Выделяют три уровня психического отражения:
-досознательный (безусловно рефлекторный, природообусловленный);
-сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно- рефлекторный);
-послесознательный, надсознательный (условно- рефлекторный- автоматизмы, установки и т.п.)
Таким образом, в психике есть две стороны: неосознваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С.Л. Рубинштейн). Другими словами, сознательное и бессознательное. Эти две стороны психики являются противополжностями, находящимися в постоянном взаимодействии, в результате которого возникают различные психические явления и состояния человека.
Раскроем
содержание темы реферата, рассмотрев
вышеперечисленные понятия сознательного
и бессознательного, а также их взаимодействие.
1. Сознательное. Основные приметы сознания
Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Всё это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм.
Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их «обслуживающих механизмов» возникают соответствующие регуляторы поведения.
Появление человека современного типа (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека. Изготовление простейшего орудия труда связанно с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Всё это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта.
При взаимодействии с себе подобными, у человека возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека.
Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознание человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений - слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации - речи.
Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и её наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознаёт при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определённого, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.
Сознание
- это в первую очередь совокупность
знаний о мире. Не случайно оно тесно
связано с познанием. Если познание
есть сознание в его активной направленности
вовне, на объект, то само сознание, в свою
очередь, результат познания. Здесь обнаруживается
диалектика: чем больше мы знаем, тем выше
наши познавательные потенции и наоборот
- чем больше мы познаем мир, тем богаче
наше сознание. Сознание неотделимо от
выражения определенного отношения к
объектам познания, деятельности и общения
в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания
относятся собственно чувства - радости,
удовольствия, горя, а также настроения
и аффекты или, как их называли в былое
время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье
и т.д. К названным ранее следует добавить
и такой существенный компонент сознания,
каким является воля, представляющая собой
осмысленное устремление человека к определенной
цели и направляющая его поведение или
действие. Наконец, важнейшей составляющей
сознания, ставящей все остальные его
компоненты как бы за одну скобку, является
самосознание. Самосознание - своеобразный
центр нашего сознания, интегрирующее
начало в нём. Самосознание - это сознание
человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в
обществе, проще говоря, осознание себя
как особой и единой личности.
2. Бессознательное
Наряду
с сознательными формами
Психическая
деятельность человека, его психика
функционируют одновременно в трёх
взаимосвязанных уровнях: бессознательном,
подсознательном и
Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.
Бессознательный
уровень психической
Существует также бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Оговорки
представляют собой бессознательно
детерминированные
Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую
категорию бессознательного составляют
сновидения. Содержание сновидений, по
Фрейду, связано с бессознательными желаниями,
чувствами, намерениями человека, его
неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными
важными жизненными потребностями.
3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного
В свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне.
Подсознательный
уровень психической
Информация о работе Сознание и бессознательное в структуре психики человека