Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:01, доклад
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знониям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Понятие способностей
Способности и индивидуальные различия
Виды способностей
Развитие способностей
Виды способностей
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
9. предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами). Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им.М.В.Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Они не могут
быть сведены к знаниям, умениям и навыкам,
имеющимся у человека, однако обеспечивают
их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное
практическое применение.
Способности можно классифицировать так:
1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения — типа условно-рефлекторных связей.
2. Специфические
человеческие. Они имеют общественно-историческое
происхождение и обеспечивают жизнь и
развитие в социальной среде.
Вторые, в свою очередь, подразделяются на:
1) Общие: ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Специальные: они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, — математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.
2) Теоретические: определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические — лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание их свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
3) Учебные: влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.
4) Способности
к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные
способности, связаны со взаимодействием
людей с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т. д.
Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Таким образом, способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно формируют их среда и воспитание.
Глубокий
анализ проблемы способностей был дан
Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им
концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические
и функциональные особенности человека,
создающие определенные предпосылки для
развития способностей, называемые задатками.
► Задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляюшие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
► Способности — не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и обшения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Задатки многозначны, они выступают всего лишь предпосылками для развития способностей, которые ими не предопределяются. Сами по себе задатки ни на что не направлены. Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются в процессе деятельности и воспитания. Задатки только влияют на уровень достижения, быстроту развития.
У каждой
способности есть своя структура, в которой
различают ведущие и вспомогательные
свойства. Например, ведущими свойствами
литературных способностей являются особенности
творческого воображения и мышления, яркие,
наглядные образы памяти, чувство языка,
развитие эстетических чувств. Аналогичные
свойства математических способностей
— умение обобщать, гибкость мыслительных
процессов. Для педагогических способностей
ведущими являются педагогический такт,
наблюдательность, любовь к детям, потребность
в передаче знаний.
Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
У одного
и того же человека могут быть разные способности,
но одна из них оказывается более значительной,
чем другие. Одновременно у разных людей
наблюдаются одни и те же способности,
хотя и неодинаковые по уровню развития.
С начала XX в. предпринимались неоднократные
попытки их измерить (зарубежные психологи
Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине
и др.). Для этого использовались тесты.
Однако более верный путь определения
— выявить динамику успехов в процессе
деятельности. Успешность выполнения
любых действий определяется не какими-то
отдельными способностями самими по себе,
а лишь сочетанием таковых, своеобразным
у каждого человека. Успех может достигаться
различными путями. Так, недостаточное
развитие отдельной способности компенсируется
другими, от которых также зависит успешное
выполнение той же самой деятельности.
Рис. 2.2.
Границы наших задатков (по Дангеимеру)
Компоненты педагогических способностей — конструктивные, организаторские, коммуникативные. Первые проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.
Исследования
различных видов специальных способностей
проводятся главным образом тогда, когда
занимаются профессиональной ориентацией
и профотбором.
Все многообразие профессий было предложено разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены (Е. А. Климов):
♦ II — природа (растения, животные);
♦ Г — техника (машины, материалы);
♦ Ч — человек, группы людей;
♦ 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
♦ X — художественные
образы (искусство).
При решении задач профессиональной ориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.
Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую по индивидуальным склонностям и способностям этого человека.
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов, памяти, восприятия, мышления, воображения.
Важным моментом
является комплексность — одновременное
совершенствование нескольких взаимодополняющих
друг друга способностей.
Индивидуальные особенности человека обусловливают неповторимый стиль деятельности (Е. А. Климов). Он характеризуется:
1) устойчивой системой приемов и способов деятельности;
2) обусловленностью этой системы определенными индивидуальными качествами;
3) тем, что данная система — средство эффективного приспособления к объективным требованиям;
4) тем, что особенности стиля деятельности обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.