Сравнение психики животных и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:13, реферат

Краткое описание

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Оглавление

1. Описание психики животных и человека 5
2. Различия позновательных процессов 10
3. Сравнительный анализ проявления эмоций 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

2.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Описание психики животных и человека 5

2. Различия позновательных процессов 10

3. Сравнительный анализ проявления эмоций 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

     ВВЕДЕНИЕ

     История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

     Примерно  до середины XVII в. многие думали, что  между человеком и животными  нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом  устройстве, ни в поведении, ни тем  более в происхождении. Затем  была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики  и поведения (XVII—XVIII вв.).

     В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина  шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и  поведенческую пропасть, веками разделявшую  эти два биологических вида, и  с тех пор начались интенсивные  исследования психики человека и  животных. Поначалу под влиянием Дарвина  они касались эмоций и внешних  реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

     В начале прошлогоо столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

     Казалось  бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это  не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными  принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.

     Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается  им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов. Внимательное изучение психологии и поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.

     Актуальностью исследования темы данной работы является анализ политических, экономических, психологических и педагогических представлений о человеке, его социальном начале. Актуальность также заключается в том, что человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении.

     Целью данной работы является сравнение психики животных и человека.

     Поставленная  цель потребовала выполнения следующих  задач:

     - описать психику животных и  человека;

     - обозначить различия познавательных процессов;

     - сравнить анализы проявления  эмоций.

 

     1. ОПИСАНИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА 

     Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

     Психика – совокупность душевных процессов  и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с  соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с  миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку.

     Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией  как наукой. Есть два различных  философских понимания природы  и проявления психики : материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

     В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

     Согласно  материалистическому пониманию  психические явления возникли в  результате длительной биологической  эволюции живой материи и в  настоящее время представляют собой  высший итог развития, достигнутый  ею.

     Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством  живой материи и не есть продукт  ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

     В материалистическом понимании психика  как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и  в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

     Вместе  с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют  о зависимости, существующей между  мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и  материальным.

     Биологические исследования человеческого организма  и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти  полностью подобна таковой у  некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки  зрения развития природы человек  является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим  устройством, значительно отличающимся от психики животных. Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения  в обществе других людей. Индивид  представляет собой биологическое  тело, возникающее и развивающееся  по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят  от законов развития общества. В  свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь  с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи  и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.1

     Но  почему же порой мы, люди, бываем так  беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет  на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.

     История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

     Примерно  до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

     В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина  шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и  поведенческую пропасть, веками разделявшую  эти два биологических вида, и  с тех пор начались интенсивные  исследования психики человека и  животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.2

     В начале текущего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько  десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и  механизмах научения у человека и  животных.

     Казалось  бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это  не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными  принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.

     Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается  им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов. Внимательное изучение психологии и поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.

     У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно приобретаемого опыта  есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный  с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его  с животными, мы обнаруживаем, что  при наличии одинаковых анатомо-физиологических  задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

     Первое  отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

     Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Информация о работе Сравнение психики животных и человека