Сравнение психики животных и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:13, реферат

Краткое описание

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Оглавление

1. Описание психики животных и человека 5
2. Различия позновательных процессов 10
3. Сравнительный анализ проявления эмоций 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

2.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

     Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.5

     Есть  также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобнымии другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

     У человека имеются и специфические  социальные потребности, близкие аналоги  которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

     Одну  из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие  из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, человек, в своих психологических  качествах и формах поведения  представляется социально-природным  существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его  природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной  детерминации человеческого поведения  необходимо, вероятно, принимать в  расчет в то и другое.

     Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

     Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

     Второе  отличие человека от животного заключается  в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

     В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

     Третья  отличительная черта психической  деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека.

     Сравнение психики животных с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними:

     1. Животное может действовать только  в рамках ситуации, которая воспринимается  непосредственно, а все осуществляемые  ею акты ограничены биологическими  потребностями, то есть мотивация  всегда биологическая. 

     Животные  не делают ничего такого, что не обслуживает  их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование  животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

     Мышление  тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам  по поводу собственных эмоциональных  состояний, тогда как человек  с помощью языка информирует  других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря  языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством  в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

     2. Животные способны использовать  предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может  создать орудия труда. Животные  не живут в мире постоянных  вещей, не выполняют коллективных  действий. Даже наблюдая за действиями  другого животного, они никогда  не будут помогать друг другу,  действовать сообща.

     Только  человек создает орудие по продуманным  планом, использует их по назначению и  сохраняет на будущее. Она живет  в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими  людьми, перенимает опыт пользования  орудиями труда и передает его  другим.

     3. Отличие психики животных и  человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать  положительные или отрицательные  эмоции, но только человек может  сочувствовать в горе или радости  другому человеку, наслаждаться  картинами природы, переживать  интеллектуальные чувства. 

     4. Условия развития психики животных  и человека является четвертым  отличием. Развитие психики в  животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

     И человеку, и животному свойственны  инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в  жизненных ситуациях. Однако присваивать  общественный опыт, который развивает  психику, способен лишь человек.

     
      

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алферов А.Д: Курс лекций для первой ступени педагогического  образования. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология, М., 2004. – 205 с.
  3. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы, М.,2001. – 305 с.
  4. Немов Р. С. Психология том 1, М.,1999. – 300 с.
  5. Рогов Е .И. Общая психология. Курс лекций, М. 2005. – 310 с.

Информация о работе Сравнение психики животных и человека