Воспитание и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Термин «обучение» можно рассматривать в широком смысле этого слова. Согласно Смирнову С.Д. («Педагогика и психология высшего образования», гл. 5), обучение, научение – это «изменение поведения живого существа или только создание субъективных возможностей такого изменения, которое может обеспечить лучшую адаптацию к среде (условиям жизни) либо ее преобразование в угоду себе, своим потребностям». При этом автор обращает внимание на то, что об обучении говорят только в том случае, «если указанные изменения являются результатом опыта, а не вызваны наследственными факторами или биологическим созреванием».

Оглавление

1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.
3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 64.62 Кб (Скачать)

 Педагог выступает  в роли исследователя, в роли  психолога. Изучая ребёнка, определяя  спектр его задатков, он определяет  такие из них, которые достаточно  сильно характеризуют индивидуальность  и, в то же время, будут  востребованы обществом. На развитие  этих задатков и будет направлена  деятельность педагога и воспитанника. (Мы будем различать задатки, то с чем родился человек, и способности, которые он развивает на основе природных задатков. Отсюда можно заключить, что индивидом рождаются, а личностью - становится.)

 

Диалогизм

Понятие "диалог" в образовании  берёт своё начало из Древнего мира от Сократа, V век до н.э. Сократ вёл беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, "открытие мира впервые" ребёнком с каждым шагом его обучения, что остаётся справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе "учитель-ученик". В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т.е. активная роль учителя и активная роль ученика).

 

Гуманизация образования

Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация - это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм - это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трёх её оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования - это цель современной реформы (желательный её результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики - развитие личности.

Гуманистическая психология и педагогика начали своё становление  в России в 20-е годы ХХ века (Л.С.Выготский, П.П. Блонский), в США в 50-60-е годы ХХ века (психологи А.Маслоу, К.Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие "парадигма" было введено американским историком науки Т. Куном в 70-х годах ХХ века в его труде "Структура научных революций". Парадигма науки - это общепринятые и общераспространённые знания данной науки. Они становятся содержанием учебников. Парадигма - это модель науки.

"Гуманизацию" мы будем отличать от "гуманитаризации", понимая под гуманитаризацией усиление цикла гуманитарных предметов.

Формирование экологического сознания

Формирование экологического сознания тесно связано с гуманизацией. Но это более широкое понятие. Экологическое сознание включает в себя представление о гуманизации образования и всего общества. Необходимость формирования экологического сознания появилась в связи с развитием современных глобальных процессов. Начиная со второй половины ХХ века, учёные заявляют о развитии глобальных кризисов: экономического, экологического, антропогенного и др. Очевидна связь этих кризисов между собою. Из них антропогенный кризис, означающий нарушение психики человека в условиях современного быстроизменяющегося общества, - наиболее опасный.

 

 Экологический кризис - это кризис, связанный с разрушением окружающей природы. Он имеет наиболее конкретные и явные проявления и негативные действия на человека. Но, как отмечают исследователи - психологи и педагоги, для выхода из экологического кризиса недостаточно обучения экологическим знаниям и привития экологических навыков и привычек. Необходимо формирование у ребёнка с раннего возраста целостного экологического сознания: понимания того, что любой живой организм не живёт замкнуто, а только совместно со средой, которая его питает и на которую оказывает влияние вся его деятельность.

 

Рефлексивность современного образования

 

 Рефлексия - способность ума следить за своими собственными действиями (Декарт, ХVII век). Истоки этого понятия ещё более ранние. Аристотель (IV век до н.э.) заметил, что выводы нашего ума могут быть не только верными, но и ложными, ошибочными. Рефлексивность - это способность ума. Наряду с такими способностями, как внимание, память, воображение, скорость мышления, способность к анализу (разложить на простые элементы сложные), проницательность (способность найти главное), способность к синтезу (объединению, созданию сложных картин мира). Все интеллектуальные способности традиционно развивались в процессе обучения.

 

 Рефлексивность - это та способность ума, которая особенно актуальна для развития личности в современных условиях. Рефлексия - это феномен (явление) сознания. Следовательно, для того, чтобы воспитать рефлексивность, необходимо развивать сознание ребёнка. Поэтому особую развивающую роль имеет игровая деятельность: сознание ребёнка начинает формироваться в процессе игры, в которой ребёнок познаёт не столько деятельность, сколько смысл деятельности.

 

В раннем возрасте рефлексивность ребенка еще не развита, ребёнок ещё не различает, хорошо или плохо он действует. Исследования показывают, что в возрасте 6-ти лет ребенок уже может оценить, хорошо ли, например, он сделал игрушку. В старшем возрасте механизмы рефлексии получают развитие. Дети в творческой деятельности осваивают свой индивидуальный метод. Условия наилучшего развития требуют осмысления ребёнком этого метода. В ещё более зрелом возрасте молодой человек, способный к рефлексии, может оценить уровень своей подготовки и определить пути своего дальнейшего развития. Это открывает дорогу к саморазвитию, самоактуализации и самореализации человека. Рефлексия - это путь к самопознанию. Человек наилучшим образом узнать себя может только сам, через самопознание. Поэтому педагог, изучая воспитанника, должен основываться на его самопознании и развивать его способность к рефлексии.

 

Понятие "рефлексивность" получает широкое распространение. Расширяется смысл его употребления. Рефлектировать - осмысливать. Наиболее высокий уровень рефлексии в педагогике - философское осмысление теории образования. Философское осмысление научных основ особенно необходимо в период смены парадигм науки. Поэтому философская рефлексия актуальна для периода смены парадигм образования. Рефлексия предполагает осмысление преподавательского труда.

1.4.2. Принцип гуманизма  и гуманизация воспитания и образования

 

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось  мнение, что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных  ситуаций и взглядов. Воспитание молодого поколения – исключительно серьезное  дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все  более настойчиво внедряются принципы гуманизма , а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования .

 

Гуманизм

 

(от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности.

 

Гуманизм оформился как  система ценностных ориентаций, в  центре которых находится признание  человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную  значимость человеческого бытия  в целом и отдельной личности в частности.

 

Первичным по отношению к  понятию «гуманизм» является понятие  гуманность , в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

 

Гуманность

 

– это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к  высшей ценности.

 

На современном этапе  развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек  рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий  для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической  и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

 

В современной трактовке  гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание  человеческой личности – гармоническое  развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы  каждый человек мог стать полноценным  субъектом деятельности, познания и  общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

 

В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

 

Гуманизацию образования

 

в самом общем плане  можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к  личности друг друга. При этом сущностью  образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения  социального опыта в опыт личный.

 

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

 

Важной частью и средством  гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:

 

•увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);

 

•улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

 

Одна из задач при этом – гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них одних и тех же частей общечеловеческой культуры, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.

 

С содержательной стороны  реализация принципов гуманизма  в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать  в двух взаимодополняющих друг друга  смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного  круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения  зависят от специфики культурно-исторического  развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и  социально не локализуемое. Они имеют  постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

В то же время следует учитывать, что при определении целей  воспитания каждое общество в большей  или меньшей степени ориентируется  на свои традиционные ценности, и в  этом заключается важное средство сохранения культурного и национального  своеобразия, самоидентификации нации .

 

Реализация принципов  гуманизма в образовательном  процессе немыслима без правильного  понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в  коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

 

Реализация принципов  гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как  личность в полной мере. Гуманистическая  ориентация означает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера  какой-либо структуры в сфере  производства товаров и услуг, от узкоспециализированной подготовки. Это  связано с тем, что современная  рыночная экономика может поставить  молодое поколение в такие  условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя и  даже заработать на жизнь. В настоящее  время необходима такая система  профессионального образования, которая  бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

 

Гуманистическая ориентация образования может быть реализована  только в соответствующих формах образовательного процесса, которые  предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений  педагогов и учащихся на основе принципов  сотрудничества.

 

Механизмы формирования личности/27.03.2010

Л.И.Божович выделял два критерия сформировавшейся личности

1. Определенная иерархией мотивов.

Согласно этим взглядам мотивы, которые подчиняются поведению человека должны быть социально развиты, воспитаны в человека и заданы обществом.

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением.

По мнению Леонтьева личность человека рождается дважды. Первое рождение личности относится к дошкольному  возрасту и характеризуется появлением местоимения «Я». Второй раз это  подростковый, так как в этом возрасте у человека появляется способность  ориентироваться на свои собственные  взгляды и правила не по принуждению  других.

Информация о работе Воспитание и развитие личности