Воспитание и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Термин «обучение» можно рассматривать в широком смысле этого слова. Согласно Смирнову С.Д. («Педагогика и психология высшего образования», гл. 5), обучение, научение – это «изменение поведения живого существа или только создание субъективных возможностей такого изменения, которое может обеспечить лучшую адаптацию к среде (условиям жизни) либо ее преобразование в угоду себе, своим потребностям». При этом автор обращает внимание на то, что об обучении говорят только в том случае, «если указанные изменения являются результатом опыта, а не вызваны наследственными факторами или биологическим созреванием».

Оглавление

1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.
3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 64.62 Кб (Скачать)

 

Социально-психологические  связи - это связи причинно-следственной зависимости, при которых действия одного являются причиной и следствием ответных действий другого. Данные связи  означают определенные психологические  обязательства индивидуумов по отношению  друг к другу, в процессе которых  и формируется личность. Эти связи  возникают и формируются в  определенных устойчивых общностях, в  которых индивид получает возможность  реализовать свой потенциал, проявить своего «я». В процессе самореализации индивид получает возможность использовать авторитет и влияние других, тех, с которыми он связан социально-психологическими связями. Устойчивая система социально-психологических  связей становится основой формирования группы. Эта устойчивость обусловлена: во-первых, наличием общего интереса, характерного для всех членов группы; во-вторых, личным обязательством каждого из членов выполнять общие для группы нормы и оберегать общие ценности; в-третьих, зависимость членов группы друг от друга, возникающая на основе общего интереса; в-четвертых, идентификация индивида с группой, то есть самоопределение его, как члена группы. Следовательно, социально-психологические связи представляют собой множество действий и ответных реакций в рамках определенной общности. Исходя, из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в процессе социализации индивид усваивает социально-психологические связи и вырабатывает свое особое отношение к среде обитания. В процессе этого он выбирает индивидуальную модель самореализации и становится личностью по мере одобрения процесса этой самореализации со стороны его группы. Статус личности присваивается группой и признается в рамках этой группы, тем самым происходит процесс адаптации, т.е. взаимодействие личности и его социальной группы, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Среда воздействует на индивида, который, в свою очередь, перерабатывает это воздействие, в соответствии, со своей внутренней природой. Процесс воздействия личности на среду определяется степенью силы задатков и способностью индивида. Соответственно выделяются различные модели адаптации индивида к среде:

 

1. Подчинение среде. Когда  цели личности и способы ее  достижения являются традиционными  и полностью соответствуют социально-психологическим  нормам общества.

 

2. Обновление среды. Личность  использует нетрадиционные способы,  направляемые на изменение среды  своей жизнедеятельности.

 

3. Самозамыкание, уход  от жизни. Личность, не способная  реализовать поставленные цели, вынуждена снижать уровень своих  притязаний, свертывать свои связи  и уклонятся от взятых на  себя обязательств. Крайней формой  является самоубийство.

 

4. Радикальное обновление  среды реализуется, когда личность  отказывается от общепринятых  целей, выдвигает новые и использует  нетрадиционные методы и способы  их достижения. При этом поведение  личности воспринимается социальным  окружением как бунт, мятеж, в  процессе которого возможны варианты: а) подавление претензий личности  и б) личность преобразует социальное  окружение революционными методами  и способами.

 

Личность – это мера присвоения индивидуумом социальных качеств, реализуемых на практике посредством  созидания ценностей, необходимых  для обеспечения целостности, стабильности и возможности развития его группы.

 

 

 


Информация о работе Воспитание и развитие личности