Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:47, реферат
Термин «обучение» можно рассматривать в широком смысле этого слова. Согласно Смирнову С.Д. («Педагогика и психология высшего образования», гл. 5), обучение, научение – это «изменение поведения живого существа или только создание субъективных возможностей такого изменения, которое может обеспечить лучшую адаптацию к среде (условиям жизни) либо ее преобразование в угоду себе, своим потребностям». При этом автор обращает внимание на то, что об обучении говорят только в том случае, «если указанные изменения являются результатом опыта, а не вызваны наследственными факторами или биологическим созреванием».
1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.
3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.
Стихийные механизмы формирования личности:
1. Сдвиг мотива на цель(механизм формирования новых мотивов)
2. Механизм идентификации
Идентификация – большей
частью бессознательный процесс
отождествления себя с каким-либо человеком
или группой людей или
Имитация – характеризуется тем, что ребенок или подросток во всем подражает своему идеалу.
Как правило у человека рано или поздно происходит смена людей для идентификации. Как правило этот момент сопровождается чувством разочарования, тяжелым эмоциональным переживанием.
Идентификация выполняет очень важную функцию, она облегчает усвоение новых социальных направлений, переход на новую социальную позицию. Позволяет формироваться новым психологическим структурам личности.
3. Механизм принятия и освоения социальных ролей
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Социальный позиция – это место которое может занимать человек по отношению к другим людям. Характеризуется полной совокупностью прав и обязанностей предписанных социальными ролями.
В первую очередь при освоении социальных ролей и вхождении в определенную социальную позицию люди о них мечтают.
На более продвинутом этапе освоения социальных ролей, роль может становиться частью личности человека.
Часто социальная роль вносит в структуру личности изменения, появляются новые мотивы, происходит их переподчинение и это приводит к качественно иной регуляции поведения и деятельности человека.
ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий "объективного предбытия" или "социальных планов (программ)" личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.
Самые главные и крупные
этапы формирования личности таковы.
Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле
теории деятельности, личность "рождается"
дважды. Первое ее "рождение" - в
возрасте дошкольном, когда устанавливается
иерархия мотивов, первое соотнесение
непосредственных побуждений с социальными
критериями - возникает возможность
действовать вопреки
Второе ее "рождение" - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации
начинает действовать с малых
лет: дети подражают родителям во
всем - в манерах, речи, одежде, занятиях.
Все это воспроизводится чисто
внешне, но одновременно усваивается
и внутренние черты родителей. Очень
ярко это проявляется в играх
ролевых, особенно при игре в семью.
Характерная особенность
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного "обезроливания" - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
8.Индивидуальность и личность
8.2. Личность, механизмы формирования и развития
Изучая структуру личности, можно рассмотреть несколько классических подходов к этому вопросу.
З. Фрейд считал, что только
небольшую часть своих
a) Оно - бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности, действующее в соответствии с принципом удовольствия. Является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни;
b) Я – сознание, ориентирующееся на принципе реальности. Это, как правило, восприятие и оценка самим человеком собственной личности и поведения;
c) Сверх Я - ориентирует свою деятельность в соответствии с идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Это итог воздействия на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования "Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, общество.
Сверх Я и Оно подавляют Я. Чем выше степень культуры общества, тем сильнее действие Сверх Я, и тем ближе личность к неврозу вследствие внутренних противоречий. Часть энергии Оно может сублимироваться, т.е. применяться для других высших целей, но часть идет на прямое удовлетворение – только в этом случае может сформироваться полноценная здоровая личность.
Существует теория, которая определяющим моментом становления личности полагает именно желание быть признанным обществом, достижение как можно высшей роли в обществе – теория Адлера. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются "комплекс неполноценности” и "принцип компенсации и сверхкомпенсации”. По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую "неполноценность” путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им "стили жизни”:
1. Успешная компенсация
чувства неполноценности в
2. Сверхкомпенсация, которая
означает односторонне
3. Уход в болезнь. В
этом случае человек не может
освободиться от чувства
Бихевиористский подход заключается в том, что любой индивид развивается в среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как "аспекты среды”. Связи "индивид-общество”, по существу, ничем не отличается от связи "организм-среда”. Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптация, уравновешивания и т.д. Наиболее широко в американской психологии распространено представление о личности как устойчивых формах поведения и способах мышления, которые определяют приспособление индивида к среде.
Исходя, из выше сказанного следует,
что соотношение понятий «
Реализация интереса индивида,
процесс его самоутверждения
осуществляется через систему ее
социально-психологических
Первый этап - контакты. Простейшие
контакты формируются на основе пространственных
и географических характеристик
жизнедеятельности индивида. Эти
контакты представляют собой первоначальное
и необходимое условие
Второй вид контактов - контакты заинтересованности. Субъект выбирает тех, кто обладает теми или иными чертами, значимыми для субъекта контакта. Контакты заинтересованности формируются на основе пространственных контактов, в рамках которых субъект выбирает значимых для него других субъектов, тех, кто обладает свойствами, ценностями, соответствующими его интересам.
Третий вид контактов
- контакты обмена. В ходе этих
контактов субъект