Воспитание и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Термин «обучение» можно рассматривать в широком смысле этого слова. Согласно Смирнову С.Д. («Педагогика и психология высшего образования», гл. 5), обучение, научение – это «изменение поведения живого существа или только создание субъективных возможностей такого изменения, которое может обеспечить лучшую адаптацию к среде (условиям жизни) либо ее преобразование в угоду себе, своим потребностям». При этом автор обращает внимание на то, что об обучении говорят только в том случае, «если указанные изменения являются результатом опыта, а не вызваны наследственными факторами или биологическим созреванием».

Оглавление

1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.
3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 64.62 Кб (Скачать)

 

Социализация — не противоположность  индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает способность к самоотождествлению, к самостоятельному мышлению и действию, свою собственную индивидуальность, что чаще всего происходит сложным и противоречивым образом.

 

Г.М. Андреевой выделены три  основные сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение  и самосознание; подчеркнуто, что  в процессе социализации происходит не только освоение и воспроизводство  социального опыта, но и преобразование, продвижение его на новую ступень. Как и в западной социологии, выделяются два основных, но качественно различных  периода. Первый — это «первичная социализация» от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап — период «вторичной социализации», или ресоциализации, под которыми понимается своеобразная перестройка (не столь, правда, существенная) личности уже в период ее социальной зрелости. По И.С. Кону, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности (Кон И.С., 1989). Исследователи выделяют две фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация (интернализация). Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности. Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

 

Особенность изучения социализации связана и с двойственностью  объекта исследования «личность  — общество». Одно из компромиссных  решений заключается в избежании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества.

 

Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые  в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах. Чем  шире пласт социальности с ее типическими  и нетипическими свойствами осваивается  индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга.

 

Специфика социализации связана  с социальным возрастом. Так, для  молодежи она обусловлена этапом ее социализации, включающим завершение первичной и начало вторичной  социализации. Особенностью первичной  социализации является преимущественно  первичное освоение индивидом окружающего  мира через «понимание другого» (в  веберовской трактовке). Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых других; родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах.

 

Вторичная социализация имеет  принципиальное отличие, состоящее  в том, что для индивида ближайшее  его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются другими с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает присвоение молодым человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж.Г. Мида), но и отождествлением себя с обществом.

 

Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением  роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого — решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе. Определенные возможности в социологическом изучении социализации содержатся в применении к этой проблематике тезаурусного подхода. Этот подход развивает В.А. Луков. Суть тезаурусного подхода состоит в выдвижении в качестве существенного для социализации обстоятельства, каковым признается формирование ориентационных комплексов по модели «свои-чужие». Такие комплексы конструируются в индивидуальном сознании под воздействием обстоятельств жизнедеятельности, основных социальных практик, во взаимодействии со «значимыми другими». В молодежной среде могут сосуществовать несколько тезаурусов, что обеспечивает мобильную смену установок и защиту «своего мира».

Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

 

Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое Я  в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым  в ходе жизни личности в обществе личностным смыслам и смысловым  установкам, регулирующим деятельность и поступки в разных проблемно-конфликтных  ситуациях нравственного выбора (А.Н.Леонтьев).

 

Личностный подход не исчерпывается  ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них  мир предстает перед человеком  в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и  живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры  жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

 

Личностный подход вне  зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении  педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и  главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания  уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в  воспитании на естественный процесс  саморазвития задатков и творческого  потенциала личности, создание для  этого соответствующих условий.

"Характерные особенности  современного образования"

"Отвоюй себя для  себя самого"

Сенека

Предмет и задачи педагогики

Педагогика - наука об образовании. С. И. Гессен определил педагогику как  науку об искусстве образования. Цель педагогики - ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные  педагоги говорят, что цель образования - развитие личности. Поскольку педагогика - целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.

Согласно современной  педагогике, молодой человек получает образование в совместной с педагогом  их общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется  роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс - это  процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. образование как результат - это культура конкретного человека.

Современное образование  сохраняет в себе древнюю традицию, но имеет в то же время неоспоримые  отличительные черты. В настоящее  время для образования существенно: непрерывность, вариативность, научность, включение методологии в содержание образования, технологичность, индивидуальный подход, диалогизм, гуманизация, формирование экологического сознания, рефлексивность.

 

Непрерывность как стратегическая концепция современного образования

 В современном мире  человек получает образование  от рождения и до конца своих  дней. Непрерывность образования  объясняется тем, что в быстро  изменяющемся современном мире  постоянно изменяются условия  жизни и деятельности человека. Получив определённое образование,  в том числе профессиональное, через 2-3 года (а в дальнейшем  и через более короткое время)  человек обнаруживает, что его  знания необходимо обновлять.  В рамках государства непрерывное  образование поддерживается наличием  Государственного стандарта, который  определяет и связывает все  ступени и уровни образования  и позволяет продолжать образование  независимо от местожительства,  учебного заведения и пр.

В настоящее время в  российской системе образования  происходит движение в направлении  дистанционного обучения, позволяющего с помощью компьютера и сети Интернет подключить к обучению каждого гражданина, находящегося в любой географической точке страны.

 

Вариативность образования

Вариативность образования, как и непрерывность, представляет собою ведущую концепцию современного образования. Она предполагает необходимость  создания таких условий, которые  при наличии Государственного стандарта  обеспечить возможность личностного  проявления в процессе образовательной  деятельности самого педагога. Вариативность  современного образования проявляет  себя в таких новациях, как: авторские  предметные курсы; авторские программы, технологии, учебные заведения, и  т.д. Вариативность позволяет проявиться творчеству педагога, учесть реальные возможности обучающихся и реальный социальный запрос.

 

Научность образования

Научность образования содержит в себе научность самой педагогики, т.к. современная педагогика - наука. По определению, наука содержит основные линии - систему и метод. Педагогика имеет свой метод и свою систему. Содержание современного образования - научно. Предметные курсы строятся на основании научных знаний. Педагогика-наука основывается на науке психологии и науке физиологии.

 

Включение методологии в  содержание образования

Современный педагог не говорит, что в образовании получают знания. Знания формируются в процессе познавательной творческой деятельности совместно  с педагогом или самостоятельно. Задача современного образования - научить  учиться. Поэтому в содержание образования  кроме знаний, умений и навыков  по предмету включаются методы и способы  получения, добывания этих знаний, умений и навыков, т.е. методология (научить  учиться). Современного молодого человека необходимо научить учиться, потому что в быстро меняющемся мире ранее  полученные знания могут не пригодиться. Перед ним встанет задача приобрести новые знания самостоятельно.

 

Технологичность образования

 Понятие "технология" в образовании появилось в  связи с технократичностью современной цивилизации и в связи с тем, что образование стало массовым. Технология - это целостный последовательный ряд элементов деятельности, направленный на достижение определённой цели. Для образовательной технологии - это педагогическая цель.

 В настоящее время  технологии совершенствуются во  всех сферах производства. Развиваются  высокие технологии. Технологии  прочно внедрились в науку  и активно осваиваются в системе  образования. Технология в образовании  предполагает, что последовательный  ряд элементов педагогического  процесса, направленный на достижение  цели образования, может быть  повторён в другой аудитории  и в другое время. Технология  включает в себя все элементы  образовательного процесса, его  формы, программы, описание содержания, диагностику (контроль) и цель. Наличие  технологии не исключает вариативность.  Технология не закрепощает, а  освобождает личность педагога.

 

Индивидуальный подход в  воспитании

 Индивидуальный подход  был освоен в отечественной  педагогике во II половине ХХ века. В I половине ХХ века основания индивидуального подхода были заложены в психологии Л.С. Выготского. В современной школе и детском саду каждый педагог знает, что дидактический материал должен быть таким, что каждый ребёнок получит своё индивидуальное задание. Л.С.Выготский говорил о "зоне ближайшего развития" ребёнка, подразумевая, что, создавая образовательную среду, подготавливая условия для развития ребёнка, воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок постоянно решал творческую задачу. Эта задача не должна быть лёгкой, поскольку лёгкая задача не обеспечивает развитие, для которого необходима нагрузка. Задача не должна быть чрезмерно сложной - это может сломать психику ребёнка. Очевидно, что обеспечение "зоны ближайшего развития" - это тонкая педагогическая задача, и решать её нужно не вообще, а индивидуально для каждого человека отдельно. В этом - суть, психологическая основа индивидуального подхода. В настоящее время педагогика переходит к личностному подходу.

Содержание понятия "индивидуальность" человека основательно разработано  в трудах швейцарского психолога  К. Г. Юнга. Юнг говорит, что индивидуальность - это уникальный, неповторимый набор  природных задатков. Юнг призывает  не искать "злонамеренностей" в  ребёнке. Ребёнок живёт под влиянием своей внутренней природы. Он ничего не придумывает. Задача педагога - обнаружить эти проявления. Личностное развитие предполагает развитие более ярких  сторон индивидуальности. Личность отстаивает свою индивидуальность в течение  всей своей жизни. В раннем детстве  ребёнок не осознаёт ещё свою индивидуальность, он её выражает самопроизвольно. Научить  его осознавать себя - задача педагога. Индивидуальный подход даёт возможность  педагогу манипулировать развитием  ребёнка, что может привести к  конфликту с его личностными  запросами. Но есть ещё одна проблема - это социальный заказ. Обществу безразлично  в данный момент, развивается ли личностно ребёнок. У него свои цели, задачи и потребности, которые и  формируются в виде социального  заказа к человеку, образованию. При  решении задачи согласования потребности  общества и развивающейся личности и проявляется необходимость  роли педагога.

Информация о работе Воспитание и развитие личности