Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:47, реферат
Термин «обучение» можно рассматривать в широком смысле этого слова. Согласно Смирнову С.Д. («Педагогика и психология высшего образования», гл. 5), обучение, научение – это «изменение поведения живого существа или только создание субъективных возможностей такого изменения, которое может обеспечить лучшую адаптацию к среде (условиям жизни) либо ее преобразование в угоду себе, своим потребностям». При этом автор обращает внимание на то, что об обучении говорят только в том случае, «если указанные изменения являются результатом опыта, а не вызваны наследственными факторами или биологическим созреванием».
1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.
3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.
К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать "характер"» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2). В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом (будь то христианские заповеди или моральный кодекс строителя коммунизма), а как к созданию условий для саморазвития личности.
Гуманистическая психология
запрещает любые прямые воздействия
на личность, какие бы цели (воспитательные
или терапевтические) они ни преследовали.
Мы не имеем также права заранее
решать за человека, каким ему быть,
ибо каждый имеет право и должен
сам прожить свою жизнь, не перекладывая
на других ответственность за тот
выбор, за те решения, которые ему
приходится принимать. Уникальность и
неповторимость каждой личности составляют
богатство всего общества, и всякое
искусственное ограничение
Главная задача воспитателя – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может, скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует избегать только слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения, в противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на воспитателя. Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. Как утверждают многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот ни другой. В этом случае феномен партнерства и сотрудничества выражен максимально.
Другая важнейшая задача
воспитания – помощь воспитуемому
в выработке индивидуального
стиля жизни, индивидуального стиля
деятельности и общения. Для этого
преподавателю необходимо владеть
некоторыми навыками и методиками психодиагностики,
а также вооружить учеников приемами
самопознания. Важнейшее значение имеет
знание психологических и
С.Д. Смирнов выделяет в качестве основополагающих следующие принципы воспитания:
• принцип природосообразности (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег) – подход к человеку как части природы, сообразно его возрастным, половым и индивидуальным особенностям;
• принцип кулътуросообразности (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев и др.);
• принцип гуманистичности (центрации на личности);
• принцип единства обучения и воспитания.
^ 3. Социальная среда и
ее воспитательные функции.
Центральной проблемой в
настоящее время является раскрытие
категории социализации, рассмотрение
проблемы перехода от биологического
существования к жизни в
Социализация - это развитие
человека на протяжении всей его жизни
во взаимодействии с окружающей средой,
предполагающее усвоение и воспроизводство
социальных норм и культурных ценностей,
а также саморазвитие и самореализацию
личности в том обществе, к которому
он принадлежит. Этот процесс происходит
в условиях стихийного взаимодействия
человека с окружающей средой, а
также в ходе целенаправленного,
педагогически организованного
воспитания. Суть социализации состоит
в том, что она формирует человека
как члена того общества, к которому
он принадлежит. В процессе социализации
он усваивает накопленный
Социализация может
• интернализации социальных норм;
• усвоения социальных функций;
• вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
Довольно сложным является соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Если понимать термин «воспитание» как воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, то это, по сути, и есть социализация. Если же определять воспитание как управление процессом развития личности, то можно рассматривать его в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим.
Воспитание и социализация отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание, являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Выделение ряда факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). К социально-психологическим механизмам можно отнести импринтинг (запечатление; происходит преимущественно в младенческом возрасте), экзистенциальный нажим (овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами), подражание (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта), рефлексия (внутренний диалог).
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. В современных западных обществах социальное положение при рождении не наследуется. Тем не менее, район проживания и принадлежность семьи к определенному классу довольно жестко определяют характер социализации индивида. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь.
Другими важными агентами социализации являются группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста, и школа. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются еще более значимыми, чем раньше. Теории Мида и Пиаже одинаково подчеркивают важность отношений сверстников. Пиаже делает особый акцент на том, что отношения между сверстниками как правило более “демократичны”, чем между ребенком и родителями. Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице.
Средства массовой информации
также оказывают глубочайшее
воздействие на установки и мировоззрение
людей. Они передают все то многообразие
информации, которое невозможно получить
иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение,
фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные
журналы позволяют нам
Агентов социализации, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.
В социологии выделяются два уровня социализации:
• уровень первичной
• уровень вторичной
Первичная социализация происходит
в сфере межличностных
Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла. В каждой фазе существуют переходные периоды, через которые нужно пройти, и кризисы, которые нужно преодолеть. Сюда относится также и смерть как окончание существования личности. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих (например, пребывание в карцерных организациях, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований). Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.
Если рассматривать
Социальная адаптация (интегрированность с обществом) и социальная автономизация (дифференциация человека и общества) – это две группы задач, которые решает человек в процессе социализации. Успешная социализация предполагает определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).