Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:15, доклад

Краткое описание

Определение понятия «семья».
Функции семьи.
Задачи семьи.
Принципы и методы семейного воспитания.
Воспитательные функции семьи.
Основные типы неправильного воспитания в семье.
Причины неудовлетворительного воспитания в семье.

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Семья как субъект педагогического  взаимодействия и  социокультурная  среда воспитания и развития личности. 

      В наше время люди уже забыли истинное понятие семьи. И я считаю, что эта тема очень важна. Поэтому в своем докладе я хочу раскрыть 7 понятий, а именно: 

  1. Определение понятия «семья».
  2. Функции семьи.
  3. Задачи семьи.
  4. Принципы и методы семейного воспитания.
  5. Воспитательные функции семьи.
  6. Основные типы неправильного воспитания в семье.
  7. Причины неудовлетворительного воспитания в семье.
 
 
 

     1. Структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей – ещё не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.

     Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  её члена.

     «Семья  есть микрокосм1 того общества, которое её создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, - писал русский общественный деятель, публицист и философ Н. В. Щелгунов (1824-1891), - каждая семья настолько дурна или настолько хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание».

     Недолог век семьи на фоне истории развития человечества – по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникла с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то можно увидеть, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а позднее соседской общины.

     Первая  историческая форма брака – патриархальная семья (все совместное хозяйство, управлялось отцом, включая его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). У слова «семья» есть синоним - «фамилия». Понятие слова фамилия: от латинского Familia  – в Древнем Риме  это:

     1) семейная хозяйственно-юридическая  единица, в состав которой входили  и рабы;

     2) совокупность рабов, принадлежащих  одному человеку.

     Одной из основных функций патриархальной семьи являлось продолжение рода, связанное с воспитанием детей – передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения. Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой моногамию2 в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.

     Индустриализация  разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта. Большинство семей состоит из супругов и их детей (так называемая нуклеарная семья). Формирующее влияние изменяется по характеру (активную роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестаёт быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает. 

     Словарь «Профессиональное образование» (1999г.) даёт следующее определение семьи. Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Выделяются следующие функции семьи: общение, организация быта и ведение хозяйства, поддержание физических и духовных сил, создание условий для профессиональной деятельности, для полноценного развития каждого члена семьи, организации досуга, создание гармонии интимных отношений супругов, продолжение рода.

     Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй её воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми.

     Семейное  воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в  условиях конкретной семьи силами родителей  и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. 

     2. Функции семьи:

     1) Репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

     2) Хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

     3) Регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному.

     4) Образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

     Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

     5) Сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

     6) Рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

     7) Духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

     8) Социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

     9) Психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

     В то время как традиционные функции  стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. 

     3. Задачи семьи: 

     1) Создать максимальные условия для ребенка и его развития.

     2) Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

     3) Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.

     4) Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

     5) Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». 

     4. Принципы семейного воспитания: 

     1. Гуманность3 и милосердие к растущему человеку.

     2. Вовлечение детей в жизнедеятельность  семьи как её равноправных  участников.

     3. Открытость и доверительность  отношений с детьми.

     4. Оптимистичность взаимоотношений  в семье.

     5. Последовательность в своих требованиях  (не требовать невозможного).

     6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. 

     Правила семейного воспитания:

     1. Запрещение физических наказаний.

     2. Запрещение читать чужие письма  и дневники.

     3. Не морализировать.

     4. Не говорить слишком много.

     5. Не требовать немедленного повиновения.

     6. Не потакать и др. 

     Все принципы и правила сводятся к  одной мысли: детям рады в семье  не потому, что они хорошие, с ними легко - а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

     Содержание  семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др.

     В ближайшее время во многие семьи  придет религиозное воспитание с  его культом человеческой жизни  и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств  и традиционных обрядов. 

     5. Воспитательные функции семьи: 

     1) Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

     2) В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

     3) Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи ,выходят члены общества: какая семья – такое и общество.

     4) Семья обеспечивает преемственность традиций.

     5) Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

     6) Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. 

     Дети  – «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

     Русский просветитель Н.И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» писал, в частности: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и тверже примера родителей».

     Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, наказ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие. Отбор методов идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий. 

     5. Основные типы неправильного воспитания в семье: 

     1) Безнадзорность, бесконтрольность.

     2) Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).

Информация о работе Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности