Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:01, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – на основании изучения волевой регуляции поведения выявить процесс ее становления.
Задачи курсовой работы:
Систематизировать взгляды ученых на проблему воли и волевой регуляции поведения.
Выявить особенности становления волевого поведения у детей-дошкольников.
В отечественной психологии рассматривается вопрос о соотношении понятий «произвольная» и «волевая» регуляции. Волевая и произвольная регуляция могут рассматриваться синонимично. По мнению Иванникова[5] это происходит в том случае, если критерием воли выступает способность к преднамеренной регуляции различных параметров действия, физиологических и психических процессов, торможения (активации) неадекватных (адекватных) процессов, организации психических процессов в соответствии с ходом деятельности. Согласно другой концепции, которая была разработана Е.О Смирновой [13] воля и произвольность имеют как общее, так и различное. К факторам, роднящим эти два понятия, можно отнести, например, преодоление сложившихся стереотипов, торможение спонтанной активности, направленность активности на цель и ее осознанность. Различиями в этих двух понятиях выступают, например, содержание, проявление направленности, осознание цели и ее соотношение с мотивом или со средствами деятельности. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы субъекта, куда включены содержание мотивов, их устойчивость. Развитие произвольности характеризуется развитием средств овладения собственным поведением. Другая точка зрения, сторонником которой был Е.П.Ильин, [6] представляет волевую регуляцию в виде частного случая произвольного управления.
Большинство исследователей используют понятие «произвольная регуляция» для обозначения широкого класса сознательного поведения и действий, включающего специфические подуровни, в том числе и волю. В этом контексте воля обнаруживает общие и специфические характеристики, объединяющие ее с произвольной регуляцией и, одновременно, выделяющие ее в специфический подуровень произвольной регуляции.
Под произвольным уровнем регуляции поведения и деятельности человека понимается интеграция процессов и механизмов, обеспечивающих в той или иной степени сознательности и осознанности процесс сопоставления, соответствия поведения и деятельности субъекта, с его мотивами поставленной им целью. В качестве характеристик произвольного уровня регуляции поведения и деятельности человека рассматривают опосредованность, сознательность, осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, а также управляемости субъектом собственного поведения. Каждая из этих характеристик своеобразно проявляется на специфических подуровнях произвольной регуляции: подуровне произвольных процессов на основе потребностного побуждения; подуровне вербально опосредованных произвольных процессов на основе сознательного отражения их необходимости и возможности; подуровне волевых процессов как личностном подуровне произвольной регуляции.
К характеристикам волевой регуляции относят вовлеченность личности в процесс регуляции, опосредованность, преднамеренность, сознательность, осознанность, субъектность выбора мотивов, целей и способов действия, полная управляемость личностью своим поведением и деятельностью на всех этапах их осуществления.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что произвольное управление и волевая регуляция – это не совершенно независимые психологические феномены, а такие, которые соотносятся как целое и его часть. Волевая регуляция поведения представляет собой личностный уровень произвольной регуляции.
Таким образом, воля понимается как сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в преднамеренной мобилизации человеческой активности на достижение цели, и осознаваемая, как необходимость и возможность. Это способность к самодетерминации, самомобилизации, саморегуляции.
Волевая регуляция поведения рассматривается в науке как высший уровень произвольной регуляции, процесс осуществления контроля над собственным поведением. Она несет в себе такие особенности, как осознанность, преднамеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта, приобретая вместе с тем ряд дополнительных характеристик, таких как, использование субъектом способов самоуправления в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретения человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться как эффективным средством психической поведенческой саморегуляции.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделить и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка становится сознательной, когда в нее включается волевая регуляция, а сам поступок при этом считается произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольного построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Рассмотрим особенности становления волевой сферы и волевой регуляции поведения в онтогенезе, опираясь на работу Т.И.Шульги [18].
Ранее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта: после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произошли эти события, т.е. намеренно, целесообразно.
До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ею пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов; благодаря чему поведение ребенка определяется не только личной ситуацией, но и представляемой.
В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо», требующее действия вопреки желанию ребенка, и на слово «нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком. При этом ребенку гораздо труднее подчиниться запрету не делать что-то, чем приказу делать что-то другое.
К 3 годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности («Я сам!»). Дети этого возраста проявляют терпение и выдержку, если это предвещает им удовольствие.
Преддошкольный возраст. Поскольку игровая активность является основной у дошкольников, исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Так, дети 3-4 лет могут, взяв на себя роль часового, сохранить свою неподвижность в 5 раз дольше, чем без этой роли. Однако чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. Способность сдерживать детьми свое импульсивное поведение возрастает в период от 4 до 6 лет втрое.
С 4 лет развивается контроль над своими действиями. На 4-5 году обнаруживается послушание по обязанности. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии еще один большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действует, руководствуясь сознанием необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения. Слова «надо», «нельзя», «можно», произносимые самим ребенком, становятся основой для самоуправления и проявления «силы воли». Однако нередко последняя выражается в упрямстве.
Младший школьный возраст. Во 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Постепенно формируется выдержка, т.е. способность сдерживать свои чувства, ослабевает импульсивность как черта личности. Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в 3-м классе такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана с все еще достаточно высокой импульсивностью этих школьников.
Подростковый возраст. Весьма противоречива волевая сфера подростков. Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что приводит к изменению и волевой сферы. В результате возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления), но снижается выдержка, самообладание. Упорство проявляется только в интересной работе. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства (отчасти в связи с тем, что советы взрослых воспринимаются критически) как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих моральных санкций. Наблюдается переход от внешней стимуляции волевой активности к самостимуляции. Однако этот механизм еще недостаточно сформирован.
Старший школьный возраст. У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении волевой активности. Они могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников учитель физической культуры может заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у девушек старших классов смелость резко снижается.
В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у старшеклассника принимает характер целеустремленности.
Таким образом, материалы исследования психологов позволяют сказать, что во всех возрастах дети прибегают к использованию выработанных способов управления собой, своим поведением в достижении поставленных целей.
Подведем черту под рассмотрением развития волевой регуляции в онтогенезе и перейдем к более подробному анализу становления волевой регуляции у дошкольников.
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, – ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети начинают контролировать положение своего тела на основании мышечных ощущений.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.
Одним из специалистов, занимающихся вопросами волевой регуляции поведения, является В.С.Мухина.[8]
Мухина отмечает, что сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Главное в управлении своим поведением – уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение – это, прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.
На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.
Информация о работе Воля как психологический феномен и сущность волевой регуляции поведения