Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:01, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – на основании изучения волевой регуляции поведения выявить процесс ее становления.
Задачи курсовой работы:
Систематизировать взгляды ученых на проблему воли и волевой регуляции поведения.
Выявить особенности становления волевого поведения у детей-дошкольников.
Содержание
Одним из самых важных периодов в жизни человека является детство. Именно в детстве формируются и укрепляются определенные качества, влияющие на полноценное развитие личности. Сюда можно отнести мотивационные, инструментальные, стилевые черты личности, которые впоследствии определяют интересы человека, цели и задачи, которые он ставит перед собой, а также средства достижения этих целей. Кроме того, именно в детстве закладывается способность к саморегуляции, способность контролировать собственное поведение. Воля осуществляет регуляцию таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, мышление, речь. Постепенно овладевая этими процессами, человек приобретает возможность осуществления волевого контроля над ними. Преодоление ребенком трудностей в различных видах своей деятельности говорит о том, что происходит становление волевой регуляции его поведения. Необходимо сказать, что этот процесс весьма и весьма важен, так как во многом он предопределяет дальнейшее развитие ребенка, оказывает существенное влияние на формирование личности. Кроме того, необходимо отметить, что волевая регуляция напрямую связана с актуальными человеческими потребностями. Удовлетворяя их, человек, так или иначе, совершает произвольные поступки, придаёт осознанный смысл своим действиям. При этом между сознанием человека и этими потребностями складываются определенные отношения. С.Л.Рубинштейн [11]говорил о том, что воля возникает тогда, когда человек способен подняться над своими влечениями, отвлечься от них и, осознавая самого себя, произвести выбор между ними. Волевая регуляция поведения играет в жизни человека едва ли не ведущую роль. Осуществлять целенаправленные действия по преодолению возникающих препятствий, сделать свою деятельность более эффективной можно с помощью волевых усилий. Кроме того, такие качества, как решительность, самообладание, ответственность, дисциплинированность характерны именно для волевого человека. Развитие волевой регуляции поможет ребенку без труда следовать определенным правилам, осваивать новые виды деятельности (несомненно, волевые качества здесь сыграют одну из ведущих ролей).
Актуальность темы определяется объектом, предметом, целями и задачами настоящей курсовой работы.
Объектом курсовой работы выступает волевая регуляция поведения.
Предмет работы – становление волевой регуляции поведения.
Цель настоящей курсовой работы – на основании изучения волевой регуляции поведения выявить процесс ее становления.
Задачи курсовой работы:
Положения, выносимые на защиту:
1. Волевая регуляция поведения представляет собой высший уровень произвольной регуляции, для которого характерно осуществление контроля над своим поведением. Волевая регуляция поведения несет в себе такие особенности, как осознанность, преднамеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта.
2. Становление волевой регуляции поведения понимается в науке как процесс обретения человеком способности сознательно контролировать свое поведение. Наиболее стремительно и эффективно волевая регуляция поведения у детей развивается в дошкольном возрасте. Существенное влияние на процесс становления волевой регуляции поведения оказывает игровая деятельность.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Воля как самостоятельное понятие вошло в науку достаточно давно. Еще у древнегреческих философов Аристотеля и Платона были описаны реальные ситуации, для которых было введено понятие «воля». Так, Платон сравнивал жизнь человека с колесницей, в которую впряжены два коня: чувство и воля. Управляющий колесницей – разум, который держит вожжи и сдерживает порывы коней. Именно отсюда происходит выделение трех сфер личности и трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых.
Разные научные направления определили различные пути исследования проблемы воли. В бихевиоризме, например, изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации на первый план выходят внутриличностные конфликты и способы их преодоления, психология личности занимается рассмотрением волевых характеристик личности. В настоящее время применение новых понятий, теорий и методов позволило расширить и углубить исследования в области воли.
Рассмотрением вопросов воли занимались В. Вундт и Т.Рибо. Согласно Вундту[1] волевой процесс тесно связан с аффектом; каждый волевой акт рассматривался как текущий во времени аффект. К собственно волевым действиям Вундт относил действие по выбору, возникающее в результате борьбы мотивов. Кроме того, различались внутренние и внешние волевые действия, которые соответственно проявляются либо вовне (в движениях, например), а другие изменяют течение сознания.
По мнению Т.Рибо [10] воля относится к самой высокой форме деятельности, целенаправленному поведению. Воля проявляется преимущественно в сложной деятельности, зависит от характера человека. Для волевого действия характерны идеи, вызывающие движение после краткого или продолжительного рассуждения, либо идеи, не заканчивающиеся движением, но по ассоциации вызывающие другое состояние.
В теории У. Джемса [4] волевые движения рассматриваются как преднамеренные, осознанные, произвольные совершения непроизвольных движений. К условиям возникновения волевых движений можно отнести предварительное накопление идей в памяти от неоднократного осуществления непроизвольных движений; наличие предшествующей моторной идеи о результате этого движения; наличие в сознании нескольких противодействующих этой идее альтернатив или равно благоприятных альтернативных идей; особое решение, согласие воли посредством обеспечения доминирования в сознании одной идеи на осуществление этого движения. Кроме того, стоит отметить, что Джемс говорит об эстетическом и познавательном значении волевого усилия. Первое является критерием социальной оценки личности, второе раскрывает внутреннюю сущность духовной природы человека.
Отечественная наука также занималась вопросами исследования воли. Сложились определенные концепции, подходы к ее изучению. Уместным будет здесь рассмотреть некоторые из них.
Обратим внимание на концепцию Л.С.Выготского[3], в которой воля понимается как высшая психическая функция.
Развитие высших психических функций человека, согласно Выготскому, осуществляется через овладение человеком собственным поведением при помощи различных средств. Характерные признаки овладения собственным поведением проявляются в свободном выборе действия. Было установлено, что в сложных, затруднительных ситуациях человек добровольно прибегает к жребию для осуществления выбора. Тем самым в ситуацию вводятся новые стимулы, происходит воздействие на собственный выбор действий. Своеобразие воли по мнению Выготского заключается в том, что человек изменяет окружающую обстановку своей деятельностью, заставляет служить ее своим целям, и таким образом воздействует на свое собственное поведение, подчиняя его самому себе. Воля означает те средства, при помощи которых мы овладеваем действием.
Помимо Выготского рассмотрением вопросов воли занимался В.И.Селиванов [12]. Согласно его концепции воля – это психологический инструмент, который позволяет личности справиться с импульсивностью и не поддаваться привычке. Воля понимается как сознательный уровень регуляции человеком своего поведения и деятельности. Это выражается в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевая регуляция, по мнению Селиванова, понимается как высшая форма активности личности. В ней проявляется способность человека справляться с собой, бороться за достижение поставленной цели. Регуляция совершается с помощью волевых усилий. Кроме того, Селиванов отмечает, что волевая регуляция не может считаться завершенной, если она не нашла выражения вовне исполнением.
Деятельной стороной разума и моральных чувств, которая позволяет человеку управлять самим собой в условиях преодоления препятствий, выступает воля в концепции А.Ц.Пуни.[9]. Согласно его концепции препятствия выступают необходимым условием актуализации и развития воли. Препятствия подразделяются на внешние и внутренние. Внешние препятствия представляют собой любые объективные условия и особенности внешней среды и деятельности, которые становятся помехой в достижении цели. Внутренние препятствия – это возникающие изменения и состояния внутренней среды организма человека, которые служат помехой в достижении целей. Внешние и внутренние препятствия взаимодействуют, проявляясь в трудностях в различной степени.
В концепции Е.П.Ильина [6] под волей понимается разновидность произвольного управления, которое осуществляется через волевые действия. Существенным признаком при этом выступает наличие волевого усилия. Человек преднамеренно планирует свои действия, осуществляет самоконтроль за своими действиями и состояниями. Таким образом, воля предстает перед нами как самоуправление с помощью сознания, требующее от человека самостоятельности в процессе принятия решения, инициации, осуществлении контроля собственных действий.
В.А. Иванников был сторонником мотивационно-деятельностной теории и рассматривал волю как «способность к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающее дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации»[5;с.93]. Иванников рассматривает характерные черты волевого поведения в связи с ситуацией, психическим статусом, организацией действий. Волевое поведение актуализируется при недостатке или нежелательности побуждения к действию. По психическому статусу волевое действие рассматривается как действие с двумя смыслами. Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод, что сущность воли и волевого действия заключается в преобразовании его мотивационной части.
От рассмотрения вопроса теорий воли перейдем непосредственно к рассмотрению проблемы волевой регуляции.
Волевая регуляция понимается в науке как высший уровень произвольной регуляции и несет в себе такие особенности, как осознанность, преднамеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта, приобретая вместе с тем ряд дополнительных характеристик, таких как, использование субъектом способов самоуправления в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей. Понятие волевой регуляции введено психологами для объяснения способности человека к преднамеренной регуляции различных действий, физиологических и психических процессов, эмоциональных проявлений, подчинения психических процессов ходу выполнения деятельности.
Функцией волевой регуляции поведения является повышение уровня эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Такие свойства, как сила воли, энергичность, настойчивость являются проявлениями воли на личностном уровне. Их можно рассматривать в качестве базовых волевых качеств личности.
Волевое действие как необходимость возникает у человека тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов, целей и предпочитает другие, реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Информация о работе Воля как психологический феномен и сущность волевой регуляции поведения