Воля как психологический феномен и сущность волевой регуляции поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы – на основании изучения волевой регуляции поведения выявить процесс ее становления.
Задачи курсовой работы:
Систематизировать взгляды ученых на проблему воли и волевой регуляции поведения.
Выявить особенности становления волевого поведения у детей-дошкольников.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_2 (2).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина [8] выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности  действий;

2) установление взаимозависимости  между целью действий и их  мотивом;

3) возрастание регулирующей роли  речи в выполнении действий.

Стремление к цели - феномен развития и бытия всего живого. По мнению А.Шевцова [17] целенаправленность, идущая не извне (от предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинает складываться в раннем возрасте и, как мы знаем, проявляется больше в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. У младших дошкольников успех или неудача еще не влияет существенно на преодоление трудности и длительность сохранения цели. Неудача в достижении цели их не огорчает. Детей 5-6 лет неудачи выбивают из колеи; если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца.

По мнению психологов-практиков, на протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы). Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью - непосредственным результатом действия - хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями (взять ту или другую игрушку).

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор.

В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным взглянуть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать. Овладение речью происходит не сразу, а в несколько этапов. При этом речь развивается одновременно по нескольким линиям. Одна из главных среди них – это речь как средство саморегуляции.

Ядро психологической концепции Л.С. Выготского [2;с.24] составляет тезис: "С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, отнесясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения"

Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

Наиболее интенсивно произвольность развивается именно в дошкольном возрасте, когда поведение ребенка начинает опосредоваться не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними — образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Эта способность формируется и наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности дошкольника — ролевой игре, которая была названа Выготским школой произвольного поведения. В ряде исследований отечественных психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. В исследованиях ряда специалистов обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.[14]

В работе З. В. Мануйленко [7] изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу, не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой - выполняя роль "часового", охраняющего "фабрику". Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре.

Итак, ролевая игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой — осознанности поведения. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.

Однако, как отмечает Е. О. Смирнова [14], в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения.

В игре ребенок действует за другого, через опосредование своих действий "чужими" словами и правилами. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилом.

Игра с правилом отличается от ролевой тем, что здесь правило открыто, т. е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникает вопрос: «как надо вести себя? Верно ли я делаю?» Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях [19].

Как отмечает Е.О.Смирнова,[15] простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле черты и т. п.) делают возможным даже для трехлетнего малыша контроль за их выполнением - сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима. Во-вторых, естественному усвоению правил способствует то, что игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры. И наконец, в-третьих, многие игры имеют сюжетно-образный характер, являются ролевыми, что облегчает ребенку управление своим поведением. Активность воображения дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. Итак, игра не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного и даже школьного возраста.

Возникновение новой для дошкольника ценности "правильного поведения" и превращение правила в мотив собственных действий знаменуют новый этап не только развития произвольности, но и воли ребенка.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений: ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции; уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия; приобрести навыки самоконтроля.

Исходя из вышесказанного, отмечаем, что центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. В процессе общения развитие регуляции поведения происходит во многом за счет подражания детей воспитателю или друг другу. Подражание проявляется в конкретной деятельности, связано с действиями окружающих людей, их поступками, действиями, становящимися объектами подражания.[16]. И, лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения.

Таким образом, становление волевой регуляции поведения – это процесс, при котором человек обретает возможность контролировать свое поведение. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Мотивация поступка становится сознательной, когда в нее включается волевая регуляция, а сам поступок при этом  считается произвольным. В дошкольном возрасте произвольность развивается наиболее интенсивно и обуславливается не внешними средствами (предметом или словом взрослого), а внутренними — образом взрослого и представлением ребенка о его поведении. Значительное влияние на становление волевой регуляции поведения оказывает игра. В игровой деятельности важна роль взрослого, который доносит до ребенка правила действия, делая их аффективно-значимыми. При этом оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка.

 

 

 

Заключение.

В настоящей курсовой работе мы рассмотрели особенности становления волевой регуляции поведения у детей дошкольного возраста. Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как В.И. Селиванов, Е. П. Ильин, В. А. Иванников, В. С. Мухина. Было установлено, что волевая регуляция поведения представляет собой высший уровень произвольной регуляции действий субъекта, контроль над своим поведением. Волевая регуляция поведения несет в себе такие особенности, как осознанность, преднамеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта. Рассматривая вопрос о становлении волевой регуляции поведения у детей, мы выявили, что этот процесс тесно связан с мотивационной и нравственной сферой ребенка. В связи с этим, мы выявили ряд особенностей этого процесса. Наиболее активно волевая регуляция поведения развивается в дошкольном возрасте. Основным фактором развития произвольности является речь. Становление волевой регуляции поведения происходит, как правило, за счет интериоризации установок, правил, которые ранее поступали извне (диктовались взрослыми). Совершенствование волевой регуляции поведения напрямую связано с интеллектуальным развитием ребенка. Немаловажную роль в процессе становления волевой регуляции поведения у детей играют взрослые, которые не только обучают ребенка тем или иным правилам, но и делают их аффективно значимыми. Кроме того, следует отметить, что наиболее существенное влияние на процесс становления волевой регуляции поведения оказывает игровая деятельность ребенка. Ведь именно в игре ребенок учится подчиняться установленным правилам, контролировать собственное поведение, порой сдерживать проявление каких-либо эмоций. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

Список используемой литературы

  1. Вундт В. Введение в психологию. М.: Космос. 1912.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2004.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. в шести томах. - М.: Педагогика, 1983. Т.3. - Гл. 12. Овладение собственным поведением.
  4. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991
  5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - Питер, 2006.
  6. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011.
  7. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов- М.: Академия, 2011.
  9. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л., 1977.
  10. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состоянии. Пер. с 8-го доп. фр. издания под ред. В. Аболенского. - СПб., 1894
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство "Питер", 2013.
  12. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн.- 1982. -Т. 3. - №4.
  13. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. - 1990. - № 3.
  14. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.
  15. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006.
  16. Цыркун Н.А. «Развитие воли у детей дошкольного возраста»  - «Белый ветер», 2008.
  17. Шевцов А.А. Регуляторный опыт и волевое поведение /А.А.Шевцов // Психология и школа – 2006. – № 4.
  18. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе.// Вопросы психологии. -1994. № 1.
  19. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – Москва : Академия, 2007

Информация о работе Воля как психологический феномен и сущность волевой регуляции поведения