В.М. Бехтерев – великий русский психолог, психофизиолог, невропатолог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Среди выдающихся отечественных ученых, организаторов и основоположников советской психологической науки выделяется Владимир Михайлович Бехтерев. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, - это далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого. Знакомство с наследием В.М.Бехтерева, богатством его идей, наблюдений, фактов, как никогда, необходимо сегодня.

Оглавление

Введение………………………………………………………..….3
1. Первые годы научной деятельности………….……..……..….6
2. Формирование основных научных взглядов В.М.Бехтерева………………………………………….…..…….10
3. Исследования мозга и нервной системы…………………....17
4. Бехтерев В.М. – выдающийся психиатр и невропатолог……20
Заключение……………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………..24

Файлы: 1 файл

психология Бехтерева.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

 

ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. МОСКВЫ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская академия рынка труда и информационных технологий»

(ГОУ «МАРТИТ»)


 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Психология»

    на тему:  «В.М. Бехтерев – великий русский психолог, психофизиолог, невропатолог»

 

 

 

 

 

        Выполнил(а): Замарина Е. М.

Студентка 1 курса

«Менеджмент организации»

 

Преподаватель: Рожко

Ольга Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

 

 

 

 

Содержание.

 

           Введение………………………………………………………..….3                                                                              

      1.  Первые  годы  научной  деятельности………….……..……..….6                                                                                                  

    1. Формирование  основных  научных  взглядов  В.М.Бехтерева………………………………………….…..…….10                                                                    
    2. Исследования  мозга и нервной  системы…………………....17
    3. Бехтерев В.М. – выдающийся  психиатр  и  невропатолог……20                                                                                           

Заключение……………………………………………………….22                                                                      

 Список  литературы……………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ.

      Среди  выдающихся  отечественных  ученых,  организаторов  и  основоположников  советской  психологической науки  выделяется  Владимир  Михайлович  Бехтерев.   Невропатолог  и  психиатр,  специалист  в  области морфологии,  гистологии,  анатомии  и физиологии  мозга,  психолог  и  педагог,  крупный  общественный  деятель,  создатель  оригинальной  научной  школы,  организатор  и  руководитель  многих  научных  и  учебных  центров,  автор  более  600  работ  и  369  выступлений,  опубликованных  на  русском  языке, - это  далеко  не  полный  перечень  сторон  творческой  деятельности  этого  многогранного  ученого.  Знакомство  с  наследием  В.М.Бехтерева,  богатством  его идей,  наблюдений,  фактов, как никогда, необходимо  сегодня.

     Но  здесь   появляются  сложности. Дело в  том, что  работы  этого   выдающегося  ученого  после   его  смерти   не  издавались  и   стали  библиографической   редкостью. Лишь  в  90-е  годы   нашего  столетия  в  серии  « Памятники  психологической  мысли »   переизданы  такие  его  труды  как   « Объективная   психология » (1991), « Избранные  труды  по  социальной  психологии » (1994). Вышел  в   свет  однотомник  «Избранные  труды».

     Следует   также отметить,  что  в   отечественной   психологической   науке,  в  трудах,  освещающих  историю  ее  становления,  до  сих  пор  отсутствует   адекватная  оценка  научного  наследия  В.М. Бехтерева.

    В существующем на  сегодняшний анализе его взглядов  наиболее  выражены  две тенденции. Первая  представляет  собой одностороннюю критическую оценку  вклада  ученого в   развитие  психологии.  Справедливо характеризуя  недостатки  научного  подхода Бехтерева к  изучению  психологических явлений,  историческую   ограниченность  развиваемого  им  рефлексологического учения  авторы  не  раскрывают  в должной мере  конструктивного содержания  его идей,  методологической  значимости  многих  выдвинутых  им  положений,  ценности  полученных  конкретных  фактов,  оказавших  в  свое  время  большое  воздействие  на  развитие  отечественной  и  мировой  психологии  и  являющихся  и  поныне  актуальными  как  для  современной  психологической  истории,  так  и  для решения практических  задач.  При этом  недостаточно  вскрывается общенаучная и социально-культурная  обусловленность возникновения поведенческого  направления в психологии,  ярким представителем  которого  в нашей стране  был В.М. Бехтерев, его историческое  место и значение  в развитии  научного  психологического  познания.

    Вторая  тенденция,  проявляющаяся  в  анализе   научного  вклада  В.М. Бехтерева,  состоит  в  том,  что   многогранное,  цельное  по  своему  содержанию  учение  искусственно  расчленяется,  и  предметом  изучения  становятся  те  или  иные  отдельные  его  стороны.  Разумеется,  в  интересах  глубины  анализа  требуется  детальное специальное  рассмотрение  вклада  Бехтерева  в  развитие  разных  областей  отечественной  и  мировой  неврологии,  изучение  особенностей  взглядов  Бехтерева – психолога,  Бехтерева – физиолога  и  т. д.  Но при  этом  не  следует  упускать  из  виду  тот  факт,  что  аналитическая  стадия  исследования  недостаточна  сама  по  себе,  не  является  конечной  инстанцией  в  научном  познании,  а   предполагает  далее  создание  целостного  представления  о  системе  научных  взглядов  ученого.  Это  тем  более  важно,  когда  речь  идет  об  ученом  такого  масштаба,  как  Бехтерев,  поставившим  задачу  и  реально  попытавшемся  создать  целостное  учение  о  человеке,   ввести  его  в  общую  систему  знаний  о  мире.  Многие  методологически  важные  идеи  и  положения,  содержащиеся  в  его  трудах  и  выходящие  за  границы  знания, относящегося  непосредственно к тем или иным  конкретным  направлениям  и проблемам психологии,  до  сих пор остаются  вне поля  зрения  исследователей.

    Новое  мышление  в  науке  означает  отказ   от  одномерных,  односторонних   оценок  и  суждений,  реализацию  подлинно  диалектического  взгляда  на  историческое  прошлое,  максимально  полное  использование  современной  наукой  всех  ценных  идей,  взглядов  и  представлений,  которые  накоплены  предшествующими  поколениями  ученых.  И  без  сомнения  В.М. Бехтерев,  один  из  крупнейших  представителей  нашей  отечественной  науки.

    В  нашей   курсовой  работе  мы  попытались  подойти  к  характеристике  научной  деятельности  В.М.  Бехтерева  именно  с  вышеизложенных  позиций.

 

 

 

 

      1. Первые  годы  научной  деятельности.

 

     В.М. Бехтерев  родился  20  января  1857г.  в  Вятской  губернии.  Уже  в детстве   он  проявлял  интерес  к натуралистическим  наблюдениям, увлекался  естественными  науками. Знакомство  с  теорией  Ч.Дарвина   стало   первым серьезным   обращением   молодого  Бехтерева к проблеме  развития  живой материи.

    Став  в  1873  году  студентом  Петербургской   медико-хирургической  академии  и  окунувшись  в  самую   гущу  общественно-политической  жизни  России  конца  19  века,  Бехтерев  глубоко прочувствовал остроту социальных  противоречий,  сам непосредственно включился в студенческое  движение.

    Петербургская   медико-хирургическая  академия  в  70-е  годы  представляла  собой  крупный  научный   центр,  готовивший  высококвалифицированные  кадры  врачей – практиков  и  ученых.  Передовые  традиции  в  области  научной  деятельности  и  воспитания  студентов  были  связаны  в  академии  с  деятельностью  многих  известных  ученых,  работавших  здесь:  профессора  анатомии  В.А. Грубера,  химика  А.П. Бородина,  создателя   анатомического  театра  при  академии  Н.И. Пирогова,  известного  русского  физиолога  И.М. Сеченого  и  других.

    Наряду  с   этим  выделялась  и  группа  ученых,  представляющих  идеалистическое  направление  в  науке,  проповедовавших  идеи  отказа  от  демократических  принципов  воспитания  студентов.  К  их  числу  относился,  частности,  профессор  И.Н. Цион,  заменивший  И.М. Сеченова  на  кафедре  физиологии в  связи  с  вынужденным  уходом  последнего  в  отставку.  Студенты  были  объективно  поставлены  перед  нравственным  выбором,  касающимся  поддержки  той  или  иной  научной  и  общественно-политической  платформы.

    В  такой   бурной  научной  и  общественной  жизни  происходило  становление  Бехтерева  как  ученого.  Бехтерев  с  увлечением  занимается  физиологией,  теорией  глазных  болезней  и  акушерства.  К  четвертому  курсу  он  принимает  окончательное  решение  о  будущей  своей  профессиональной  специализации, остановив выбор на  изучении  нервных и душевных  болезней.  И объясняет этот  выбор такими  словами:  «Эта  специальность мне казалась  из  всей  медицинской науки этого времени наиболее  тесно связанной с общественностью и,  кроме того,  увлекала  вопросами познания  личности,  связанными  с глубокими философскими  и политическими проблемами  и это решило  мой выбор».  (Бехтерев В.М.  Автобиография. – Москва: Издательство  «Огонек»,  1928  год – Стр. 6)

    Непосредственным  наставником  В.М. Бехтерева  в  выбранной  им  профессии  стал  И.П. Мержеевский,  руководитель  кафедры  и  клиники  душевных  и  нервных  болезней  академии,  известный  русский  ученый-психиатр.  С  его  именем,  по  мнению  Бехтерева,  связано  создание  клинико-патопсихологического  направления  в  отечественной  психиатрии.

    Большое   влияние  на  Бехтерева  оказали   такие   взгляды  профессора  медицины,  видного  русского  клинициста  С.П. Боткина,  автора  учения  «нервизма».  Именно  по  его  инициативе  в  1877  году  во  время  русско-турецкой   войны  В.М. Бехтерев,  окончивший  в  это  время  четвертый  курс,  вступил  в  добровольческий  военно-санитарный  отряд  и,  работая  на  передовой,  оказывал  помощь  раненым.  Это   была  его  первая  самостоятельная  серьезная  врачебная  практика.

    В  1878  году,  выдержав  выпускные  экзамены  и  получив  звание  военного  врача-докторанта,  Бехтерев  остается  в  клинике  душевных  и   нервных  болезней  академии,  где  продолжает  работать  под  руководством  И.П.  Мержеевского. 

Это  открыло  перед  ним  возможности  для  интенсивных  научных  исследований  и  подготовки  к  профессорскому  званию.

    В  1881  году  Бехтерев  защищает  диссертацию   на  тему

«Опыт  клинического  исследования  температуры  тела  при  некоторых  формах  душевных  заболеваний» (СПб,1881).

    Предметом  специального  рассмотрения  явилась  проблема  взаимосвязи  соматических  функций   и  психического  состояния   душевнобольных.  Опираясь  на  клинические  наблюдения  и  результаты  экспериментального   исследования  больных  с  различными  формами  психических  нарушений,  Бехтерев  вскрывает  зависимость  температуры  тела  от  деятельности  мозга  на  разных  этапах  болезни  и  при  различных  видах  психопатологии.  Он  доказывает  регулирующую  роль  нервной  системы  в  осуществляющихся  в  организме  тепловых  процессах,  рассматривает  вопрос  о  центрах  терморегуляции  в  коре  головного  мозга.  Принципиально  важным  стал  вывод  о  том,  что  психические  явления характеризуются определенными объективными  показателями  (в данном  случае  температурой).  Этой  работой была  заложена  основа,  которая определила  все последующие как творческие,  так и практические  разработки,  выполненные Бехтеревым  в  области  неврологии.

 

 

        2.  Формирование  основных  научных   взглядов        В.М.Бехтерева.

     После публичной   защиты   докторской  диссертации   В.М.Бехтерев  получил  заграничную   командировку  и  провел  три   года  в  различных  лабораториях  и  клиниках  Германии, Австрии,  Франции.  Наиболее  длительно  Бехтерев  работал  у  выдающихся  неврологов  и  анатомов  нервной  системы  Флексига,  Мейнерта,  в  нервно-психиатрической  клинике  профессора  Вестфаля,  в физиологической  лаборатории  Дюбуа-Раймона  и  в  психофизиологической  лаборатории  Вундта. 

    Здесь  хотелось  бы  особо  подчеркнуть  следующее.  Формирование  научных  взглядов  ученого  происходило в   тот  период,  когда  психология  как  самостоятельная  наука   еще  только  начинала  формироваться.  Основания  для  своего  концептуального  и  методического  аппарата  она  черпала  из  философии  и  естествознания  (именно  из  естествознания  она  взяла  на  вооружение  такой  инструмент  как  эксперимент). 

    Таким  образом,  психология  с  самого  начала  стала  ареной  идеологической  борьбы,  противоборства  идеалистических  и  материалистических  тенденций  в  понимании  сущности  психики  и  методов  ее  изучения.

    В  конце  19  века  практика  медицины  потребовала  выделения  психологии  в  самостоятельную  науку.  С  разработкой  психологических  проблем  было  связано  дальнейшее  развитие  способов  практического  воздействия  на  человека  в  системе  трудовой,  педагогической,  медицинской  и  многих других  видах деятельности.  Поэтому психология  становится  к началу  20  века  одной из  ведущих дисциплин.

    В  психологии  России  конца  19  века  в  момент  ее  самоопределения  реально   существовало  три  главных   направления,  характеризующих  различные  взгляды  на  понимание  сущности  психики,  методов  ее  исследования:  идеалистическое  (А.И. Введенский,  А.И.Смирнов,  М.Н. Лопатин  и  другие),  Эмпирическое  (Г.И. Чепанов),  материалистическое  (И.М. Сеченов).

    История  показала, что  становление  передовых  направлений  в  отечественной  психологией  было  связано  с  развитием  и  углублением  идей,  лежащих  в  основе  учения  И.М. Сеченова,  который  первым  поставил  задачу  развития  психологической  науки  как  самостоятельной  отрасли знания,  обосновал необходимость опытного  экспериментального  метода  в познании  психического. 

    Большую  роль  в   реализации  сеченовской  программы,  ее  организационном  оформлении  сыграли  психофизиологические  лаборатории,  созданные  в  конце  19-начала  20 веков  в  России.  Особое  место  занимает  первая  экспериментальная  психофизиологическая  лаборатория,  созданная  В.М. Бехтеревым  при  Казанском  государственном  университете,  где  он  получил  должность  заведующего  кафедрой  душевных  болезней  в  1885 году,  после  возвращения  из-за  границы.

    За  короткий  промежуток  времени  ее  сотрудники  провели   и  опубликовали  около  30  исследований.  Это  были  первые  работы,  в  которых  оформлялись   общие  принципы  психологического  экспериментирования.

Информация о работе В.М. Бехтерев – великий русский психолог, психофизиолог, невропатолог