П.А.Сорокин-великий
русский и мировой социолог
Питири́м Алекса́ндрович
Соро́кин (23 января 1889 — 10 февраля 1968)—
русско-американский социолог и культуролог.
Один из основоположников теорий социальной
стратификации и социальной мобильности.
Питирим Сорокин в числе
первых социологов вводит понятие "социального
пространства". Под социальным пространством
он понимает своего рода вселенную, которая
состоит из людей, населяющих планету
Земля. В этой вселенной каждый индивид
занимает определенное место, положение
которого измеряется в горизонтальном
и вертикальном направлении. Такое
положение человека, Сорокин называет
социальным положением человека. Выделяется
также движение каждого человека
в данном пространстве, которое в
свою очередь подразделяется на горизонтальную
и вертикальную мобильность. Движение
вверх принято называть социальным
восхождением, а движение вниз наоборот
социальным спуском. Определив данные
положения, Сорокин приступает к
определению социальной стратификации.
С его точки зрения, социальная
стратификация – это разделение
какой-либо совокупности населения
по классовой принадлежности, причем
такое разделение происходит в иерархическом
порядке. Сорокин отмечает существование
высших и низших слоев. Основу стратификации
по Сорокину составляет различие в
распределении привилегий и прав.
Также Сорокин твердо убежден
в том, что не стратифицированного
общества не может существовать. Он
использует многомерную стратификацию,
разделяющуюся на три основных направления
– это экономическое, политическое
и профессиональное. Отсюда следует,
что в обществе надо различать
людей по таким критериям, как
уровень дохода, по степени влияния
индивида на членов общества, а также
по критерию успешности исполнения той
или иной социальной роли. Выше были
описаны только базисные характеристики
стратификации. Сорокин выделяет также
и дополнительные или не базисные
характеристики. К основным таким
характеристикам относятся: 1.Наличие
или отсутствие семь у индивида.
2.Принадлежность индивида к какому-либо
государству. 3.Расовая принадлежность
4.Владение той или иной профессией
5.Владение или не владение имуществом
6.Причисление себя к определенному
вероисповеданию 7.Партийная принадлежность
Из этих простых с точки зрения
Сорокина расслоений рождаются более
сложные группы. Они делятся на
типичные и не типичные, и на антагонистические
или солидарные внутри. Сорокин согласен
с Максом Вебером в том, что
индивид, занимающий определенную позицию
в экономической конструкции
общества, будет иметь такую позицию
и в профессиональном и политическом
направлении. Группа людей может
падать или наоборот подниматься
в экономической сфере общества.
Также, экономическая стратификация
может сокращать свой рост внутри
определенной группы. Это два основных
типа изменений в экономическом
статусе группы. Сорокин считает,
что если экономическое положение
индивидов в обществе неодинаково,
а также, если среди них есть имущие
и неимущие, то экономическое расслоение
в обществе будет выражаться в
степени доходов, различии уровня жизни.
Политическая стратификация по Сорокину
различается своей постоянностью
и универсальностью. В данной стратификации
огромную роль играет размер “политического
организма”. Профессиональная стратификация
выделяет разделение общества на группировки
людей по их занятиям и роду деятельности.
Одни профессии всегда считаются
более престижными, чем другие. В
обществе не существует неизменной тенденции
к всеобщему равенству или, наоборот,
дифференциации. На вершине социальной
пирамиды находятся наиболее привилегированные
слои, а в основании, наоборот. Когда
пирамида слишком вытягивается, вверх,
то с помощью революций и переворотов
ее вершину обрезают, и получается трапеция.
Но затем снова появляются силы, которые
заставляют пирамиду расти. Эти процессы
в обществе повторяются циклически.Под
социальной мобильностью понимается любой
переход индивида или социальной группы
из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа социальной
мобильности: горизонтальная и вертикальная.
Под горизонтальной социальной мобильностью
подразумевается переход индивида из
одной социальной группы в другую, расположенную
на одном и том же уровне. Перемещение
некоего индивида из баптистской в методистскую
религиозную группу, из одного гражданства
в другое, из одной семьи в другую, с одной
фабрики на другую, при сохранении своего
профессионального статуса, — все это
примеры горизонтальной социальной мобильности.
Во всех этих случаях "перемещение"
может происходить без каких-либо заметных
изменений социального положения индивида
в вертикальном направлении. Под вертикальной
социальной мобильностью подразумеваются
те отношения, которые возникают при перемещении
индивида из одного социального пласта
в другой. В зависимости от направления
перемещения существует два типа вертикальной
мобильности: восходящая и нисходящая.
В соответствии с этим есть нисходящие
и восходящие течения экономической, политической
и профессиональной мобильности. Восходящие
течения существуют в двух формах: проникновение
индивида из нижнего пласта в более высокий
пласт; или создание такими индивидами
новой группы и проникновение всей группы
в более высокий пласт на уровень с уже
существующими группами этого пласта.
Соответственно и нисходящие течения
также имеют две формы: первая заключается
в падении индивида с более высокой социальной
позиции на более низкую, не разрушая при
этом исходной группы, к которой он принадлежал;
другая форма проявляется в деградации
социальной группы в целом, в понижении
ее ранга на фоне других групп или в разрушении
ее социального единства. В первом случае
"падение" напоминает нам человека,
упавшего с корабля, во втором — погружение
в воду самого судна со всеми пассажирами
на борту или крушение корабля.
Случаи индивидуального
проникновения в более высокие
пласты или падения с высокого
социального уровня на низкий привычны
и понятны. Они не нуждаются в
объяснении. Вторую форму социальною
восхождения, опускания, подъема и
падения групп следует рассмотреть
подробнее.Следующие исторические
примеры служат в качестве иллюстраций.
Историки кастового общества Индии
сообщают, что каста брахманов
не всегда находилась в позиции неоспоримого
превосходства, которую она занимает
последние два тысячелетия. В
далеком прошлом касты воинов,
правителей и кшатриев не располагались
ниже брахманов, они стали высшей
кастой только после долгой борьбы.
Если эта гипотеза верна, то продвижение
ранга касты брахманов через
все другие этажи является примером
второго типа социального восхождения.
Возвысилась вся группа в целом.
До принятия христианства Константином
статусы христианского епископа
или христианского служителя
культа были невысокими среди других
социальных рангов Римской империи.
В последующие несколько веков
социальная позиция и ранг христианской
церкви поднялись. Вследствие этого
возвышения представители духовенства
также поднялись до самых высоких
страт средневекового общества. И
наоборот, падение авторитета христианской
церкви в последние два столетия
привело к понижению социальных
рангов высшего духовенства среди
прочих рангов современного общества.
Престиж папы или кардинала еще
высок, но он, несомненно, ниже, чем был
в средние века. Занимать высокое
положение при дворе Романовых
или Габсбургов до революции означало
иметь самый высокий социальный
ранг. "Падение" династий привело
к "социальному падению" связанных
с ними рангов. Большевики в России
до революции не имели какого-либо
признанного высокого положения. Во
время революции эта группа преодолела
огромную социальную дистанцию и
заняла самое высокое положение
в русском обществе. В результате все
ее члены были подняты до статуса, занимаемого
ранее царской аристократией. Подобные
явления наблюдаются и в экономической
стратификации. Так, до наступлений эры
"нефти" или "автомобиля" быть
известным промышленником в этих областях
не означало быть промышленным и финансовым
магнатом. Широкое распространение отраслей
сделало их самыми важными промышленными
сферами. Соответственно, быть ведущим
промышленником — нефтяником или автомобилистом
— значит быть одним из самых влиятельных
лидеров промышленности и финансов.