Сперанский-великий русский реформатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России. Либеральная политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных преобразований Михаила Михайловича Сперанского.
С именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839 гг.) связано становление и развитие юридической политики российского самодержавия в первой половине XIX в.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского 4

Глава 2. М.М. Сперанский на посту пензенского и сибирского губернатора 19

Глава 3. Кодификация российского законодательства 27

Заключение 36

Библиография 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 71.36 Кб (Скачать)

                                               Оглавление 
 

     Введение                                                                                                            2 

Глава 1.  Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского    4

Глава 2. М.М. Сперанский на посту пензенского и сибирского губернатора     19

Глава 3. Кодификация российского законодательства                                          27 

     Заключение                                                                                                       36 

     Библиография                                                                                                  38

 

     

                                             Введение 
 
 

     Первая  половина XIX в. характеризуется широким  спектром  политических идей,  рассматривающих   будущее   России.   Либеральная  политико-правовая традиция была продолжена в проектах конституционных  преобразований  Михаила Михайловича Сперанского.1

     С именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839 гг.) связано становление и развитие юридической политики российского самодержавия в первой половине XIX в.

     Известный политический деятель и правовед, он стоял у основ русского конституционализма, его реформаторские идеи касались многих вопросов политических институтов самодержавия.2 Одно из основных направлений деятельности Сперанского связано с юриспруденцией, подготовкой и изданием актов систематизации законодательства - Полного собрания и Свода законов Российской империи, Свода военных постановлений и др., предложен и проведен в жизнь ряд мер по развитию юридического образования и правоведения. 3

       Политическая  доктрина  М.М.Сперанского   оригинальна   и   самобытна,  формулируя её, мыслитель опирался  на свои глубокие  познания  в  политически теориях   как  античных,  так  и   современных  ему  европейских   мыслителей.

       М.М.Сперанский  был  первым  в  России,  кто  приступил   к  систематическому обоснованию   либерализма:  он  разрабатывал  не   только   вопросы   текущей политики,   но   и    проблемы    общеполитического    характера.    Взгляды М.М.Сперанского  представляют русский либерализм  в процессе его зарождения.4

     Анализируя его деятельность, можно сделать вывод, что на основе этого анализа можно приблизиться к пониманию реформ современности. С этой точки зрения исторический опыт представляет собой ценнейший источник необходимой информации - как для самих реформаторов, так и для всего государства в целях использования этого ценного опыта при формировании современной законодательной базы.

     Все вышесказанное говорит об актуальности рассматриваемой в курсовой работе темы.

     Объектом  исследования является деятельность М.М.Сперанского.

     Объектом  исследования является государственная  деятельность М. М. Сперанского, а предметом – её историческое значение.

     Цель  курсовой работы – показать роль М. М. Сперанского в укреплении российской государственности.

     Для достижения этой цели нами ставятся следующие задачи:

     1) Исследовать реформаторскую деятельность М.М.Сперанского.

     2) Рассмотреть деятельность М.М.Сперанского как губернатора .

     3) Проанализировать кодификационную работу М.М.Сперанского.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. 
 

     Глава 1 Реформаторская деятельность Михаила Михайловича Сперанского. 
 
 

     Наиболее  полно взгляды нового реформатора  М.М. Сперанского отражены в записке 1809 года - «Введение к уложению государственных законов».5 В ней он высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии права.

     М. М. Сперанский указывает на то, что  живые силы государства могут  проявляться либо в сосредоточенной  форме (в единении друг с другом), либо порознь, будучи распределенными  среди отдельных людей. В первом случае, говорил он, они способствуют развитию государственной власти и  ее политических привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают права подданных.

     М. М. Сперанский пишет: «Если бы права  государственной власти были неограниченны, если бы силы государственные соединены  были в державной власти и никаких  прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве  и правление было бы деспотическое».6 По мнению М. М. Сперанского, подобное рабство может принимать две формы, точнее иметь как бы две ступени. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, при такой более мягкой форме подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени есть свобода. Но свобода эта недостаточно гарантирована и может легко нарушаться со стороны государственной власти, поэтому, - объясняет М. М. Сперанский, - необходимо предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного закона, то есть политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней «в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических», а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать свои гражданские права и свою гражданскую свободу.

     Итак, по убеждению М. М. Сперанского, гражданские  права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без  конституционных гарантий они сами по себе бессильны, а следственно  и излишни. Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло  в основу всего плана государственных  реформ М. М. Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами, М. М. Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией гражданской свободы. Идея его здесь состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе и таким образом его власти должны быть поставлены точные пределы, а деятельность его должна протекать строго в отведенных рамках закона. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет в себе стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы.7

     М. М. Сперанский в программе своих  реформ говорит также о необходимости  создания правового государства, которое  в конечном итоге должно быть государством конституционным. Он объясняет, что  безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние  всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два  вида: свобод личных и свобод вещественных.

     Содержание  личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как  по закону.

     Содержание  свобод вещественных: 1. Всякий может  располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни платить податей  и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.8

     Таким образом, мы видим, что М. М. Сперанский воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии не только от произвола исполнительной власти, но и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно - правового ограничения власти, чтобы правительство при выполнении своих функций принимало во внимание существующее право. Согласно М. М. Сперанскому  это не привело бы к ослаблению государственной власти, а напротив придало бы ей большую стабильность.

     Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не подлежащим изменениям, М. М. Сперанский считает необходимым наличие системы разделения властей. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, ели одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».9 Поэтому М. М. Сперанский видит разумное устройство государственной власти в ее делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы.

     Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие большого количества людей, то необходимо создать специальные  органы, представляющие законодательную  власть - Думы. Они должны состоять из избранных представителей. Но право  избирать их не может принадлежать одинаково всем.10

     М. М. Сперанский оговаривает, что целью  законов является защита личности и  собственности. Следовательно, чем  больше у человека имущества, тем  больше он заинтересован в защите прав собственности. А из этого делается вывод, что только люди обладающие собственностью больше заботятся «о доброкачественности законов» и правильнее могут о них судить. Поэтому те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Правило это особенно необходимо соблюдать, подчеркивал М. М. Сперанский, потому что неимущих всегда больше, чем имущих, и они легко могут получить перевес в собрании, а значит и приобрести наибольшее влияние на законодательный процесс. Таким образом, мы видим, что демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд М. М. Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом он рекомендует широкую децентрализацию, то есть наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские. Согласно проекту предполагалось, что волостную думу будут составлять земельные собственники волости и депутаты от государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она призвана решать вопросы местного характера, а также выбирать волостное правление и депутатов в уездную думу. В свою очередь, члены уездной думы занимаются делами своего округа и выбирают уездное правление и депутатов губернской думы. Последняя и должна избирать из своих членов депутатов для высшего представительного органа - Государственной думы. Таким образом, она формировалась бы в результате трехстепенных выборов.

     Основной  целью деятельности Государственной  думы было обсуждение и принятие бюджета  и законопроектов, предложенных правительством. Без согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить  новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль за исполнительной властью.11

     Исполнительная  власть, в свою очередь, у М. М. Сперанского  представлена правлениями - волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, как  уже отмечалось, должны были нести ответственность перед Государственной Думой, которая наделялась правом просить об отмене незаконных актов, а также организовывать процедуры расследования с целью изобличения министров в злоупотреблениях служебным положением. В этом и заключается принципиально новый подход М. М. Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения.

     Судебная  ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих  с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены  которого избирались пожизненно Государственной  Думой и утверждались лично императором.

     Поскольку каждая из трех ветвей в системе  власти должна была располагать некоторой  самостоятельностью по отношению к  другим, то единство государственной  власти, согласно проекту М. М. Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Оно обеспечивалось бы тем, что монарх, в качестве носителя государственного суверенитета, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому М. М. Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботится о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В своей деятельности он как бы соединял в себе всю законодательную, исполнительную и судебную власть, согласовывая и корректируя их взаимодействие. На заседаниях совета планировалось обсуждать все крупные государственные мероприятия, законодательные предложения и финансовые проблемы до их внесения в Государственную Думу. Одновременно Государственный Совет должен был выступать блюстителем исполнения законодательства во всех областях управления, и через него планировалось поступление к государю всех дел от нижестоящих органов, что позволяло бы достигать единства в работе правительства.12

     Таким образом, в программе своих реформ М. М. Сперанский не только разработал, но и заложил определенную систему  сдержек и противовесов в деятельности высших государственных органов  при верховенстве власти императора. Он утверждал, что уже на основе этого  задается само направление реформ и  речь может идти только о том, чтобы  устроить новые государственные  учреждения таким порядком, при котором  они постепенно и все больше стали  бы принимать характер подлинных  конституционных институтов внутри самодержавной государственной формы.

Информация о работе Сперанский-великий русский реформатор