А. В. Суворов – великий русский полководец

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:35, реферат

Краткое описание

Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в по-следней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.

Оглавление

Введение.
1. Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова.
2. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)
3. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)
4. Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.
5. Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеж-дать».
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

А.В. Суворов.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

 

Петербургский Государственный Университет

Путей Сообщения

 

 

 

 

 

Кафедра Истории

 

«Реферат по дисциплине  «История отечества»

 

 

«А. В. Суворов – великий русский полководец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2012

 

План

 

Введение.

  1. Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова.
  2. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)
  3. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)
  4. Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.
    1. Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеждать».

Заключение.

Литература.

 

 

Введение.

 

24 ноября 2012 года исполнилось 282 года со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. На протяжении 40 лет почти непрерывной боевой деятельности он провел 20 компаний и не знал ни одного поражения.

Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в последней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.

Жизнь Суворова – высокий нравственный пример служения Родине. Суворов – не просто полководец, занявший место среди великих полководцев мировой истории, - он представляет собой историческое явление. Передовое военное искусство Суворова и особенно его система обучения и воспитания войск, носившая объективно буржуазный характер, входили в противоречие с самодержавно-крепостническим строем Российской империи, с его военной системой, призванной укреплять феодализм в России. Заслуга Суворова признавалась правящими кругами России лишь на половину: за почестями следовали унижение, опала и ссылка. После его смерти дворянско-буржуазная историография приложила не мало усилий к тому, чтобы исказить и принизить образ великого русского полководца, умалить его роль в развитии русского военного искусства. Однако в досоветской историографии о Суворове можно назвать ряд авторов, которые, несмотря на свою дворянско-буржуазную ограниченность, сумели достаточно полно и объективно отразить его жизнь и деятельность. Ученики и сподвижники великого полководца сохранили для последующих поколений русской армии суворовские принципы военного искусства.

Суворовские традиции в нашей стране стали достоянием и молодого поколения советских офицеров, что нашло отражение и создании в августе 1943 г. Суворовских военных училищ.

В 1950 г. в нашей стране отмечалась 150-летняя годовщина со дня смерти Суворова. Для подготовки и проведения этого юбилея был учрежден Всесоюзный комитет. 18 мая в Москве – городе, в котором родился Суворов, - в торжественной обстановке на площади Коммуны состоялась закладка памятника великому русскому полководцу.

«Благодарные потомки никогда не забудут о блистательных походах Суворова», имя которого «золотыми буквами вписано в героическую историю нашей Родины…»1

 

Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова

Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I В.И.Суворов состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения. После смерти Петра I В.И.Суворов в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-летейнанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. В.И.Суворов обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии.2

Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюррена, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описанием походов Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен. Даже в зрелом возрасте он придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, - поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, - наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе! Я выбрал Цезаря – альпийские горы за нами…Орлы русские облетели орлов римских».3

По существу, Суворов изучил военную историю и науку путем самостоятельного чтения. Биограф Суворова А. Петрушевский справедливо отметил что он «завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу». Он поражал современников своими познаниями.

Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем уже, находясь в армии, приобрел знание восточных языков – турецкого, татарского, а так же польского, финского и итальянского. Он считал нужным знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.

Большое место в формировании мировоззрения Суворова занимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и военные науки.

На Суворова, несомненно, оказывала влияние общественно-политическая обстановка, складывавшаяся в стране в середине XVIII века. На его взглядах сказалось влияние прогрессивных идей и в Сухопутном корпусе, где издавался журнал «Общества любителей русской словесности» «Ежемесячные сочинения». На страницах журнала поднимались важные вопросы о значении преобразований для жизни общества, о роли человека в обществе, о значении разума в жизни человека и т.д. Отдал дань этим сюжетам и Суворов. Он поместил в журнале два сочинения на философские темы: «Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом» и «Разговор в царстве мертвых – Кортец и Мотецума».4 Оба эти сочинения раскрывают тему подчинения деятельности человека благу своей родины.

Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа. Он считал служение отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».

Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение отечеству подменялось служению трону. Начавшаяся в стране Крестьянская война под руководством Пугачева не изменила взглядов Суворова. Стремясь как можно быстрее подавить восстания, Екатерина II направила на «внутренний фронт» боевых генералов, и в их числе А.В.Суворова. Он прибыл в Поволжье, когда восстание, по существу, было подавлено войсками П.И. Панина и И.И. Михельсона. На Суворова была возложена задача препроводить крестьянского вождя в Симбирск, а затем в Москву. Главной его акцией было объявление от имени Екатерины II амнистии повстанцем, чем он вызвал негодование царицы и петербургской знати, стремившихся к расправе над всеми участниками восстания. О себе же он писал: «Сам не чинил нигде, ниже чинить повелевал, ни малейшей казни, разве гражданскую и то одним безнравственным зачинщикам, но усмирял человеколюбивою ласковостью, обещанием высочайшего императорского милосердия».5

Грянувшая во Франции революция 1789 г. потребовала определить отношение к ней Суворова. Суворов не принял революцию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не принесла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа. «Где же дерево вольности, которое французы обещали водрузить над пламенным Везувием? – спрашивал Суворов,- О, хвастунишки!»6. Буржуазная Франция, говорил Суворов, не принесла освобождения и другим народам. Правители Франции держали итальянский народ «под игом трехлетнего рабства», которое они принесли «под именем свободы и равенства».

В то же время Суворов видел, что под влиянием революционных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума».

На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. Суворов придерживался передовых взглядов до конца жизни. Он оставался верен им на всех этапах деятельности.

 

«Солдатская школа» Суворова (1742-1754 гг.)

 

Формирование Суворова как профессионального военного происходило параллельно складыванию его мировоззрения. Отец его, Василий Иванович, стал готовить своего сына к гражданской службе. Затем, уступая настоятельным просьбам сына, записал его в гвардию, в Семеновский полк. В указе говорилось: «1742 году, октября 22-го дня по указу е.и.в. в лейб-гвардии Семеновскому полку приказали явившихся с прошениями нижеозначенных недорослей, а именно… Александра Суворова… расписать лейб-гвардии в Семеновский полк в солдаты сверх комплекта без жалования и для обучения указанных наук… отпускать в домы их на два года»

По отбытие двухлетнего срока солдатской службы Суворов определился в 1747 г. На действительную службу капралом в тот же Семеновский полк. За успешную службу произведен в подпрапорщики в 1749 г., а затем в сержанты в 1751 г.

Суворов отдался военной службе с полной ответственностью и стал не фиктивным, а «действительным» солдатом. Солдатская служба не являлась для него рядом скучных формальных обязанностей. Он стал учиться солдатской службе во всех ее проявлениях. Он охотно исполнял обязанности солдата и капрала и знакомился со всеми сторонами солдатского быта. Солдатскую службу он сочетал с физическим развитием и укреплением тела, поскольку обладал сравнительно слабым здоровьем. Суворов жил жизнью солдат и старался нести все тяготы солдатской службы. Он оставался верным военному аскетизму всю свою жизнь. Ротный командир Суворова писал его отцу: « У него только одна страсть – служба, и одно наслаждение – начальство над солдатами. Не было исправнее солдата, но зато и не было более взыскательного унтер-офицера, как ваш сын. Вне службы он с солдатами как брат, а на службе – неумолим». Каждое слово Суворова доходило до солдатского сердца. О его исключительных качествах писал М.И. Калинин: «…всемирно известные полководцы знали дорогу и к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войска, умели вселять в душу солдата прочное доверие к себе. Такими были, например, Суворов и Кутузов»7.

 

«Офицерская школа» Суворова (1754-1768 гг.)

 

«Офицерскую школу» Суворов прошел в Семилетней войне. В этой войне русская армия встретилась с прусской армией, вымуштрованной Фридрихом II. На 25-м году жизни, в 1754 г., Суворов был произведен в поручики и переведен в армейский Ингерманландский пехотный полк. В начале 1756 года он был произведен в капитаны и получил назначение в Новгород на должность обер-провиантмейстера («ранга капитанского»). Через 10 месяцев его назначили генерал-аудитором-лейтенантом, а еще через месяц в декабре 1756 г. он получил чин премьер-майора.

В 1757 г. В связи с начавшимися военными действиями в Восточной Пруссии началась подготовка резервов (которыми являлись третьи батальоны пехотных полков) для Заграничной Действующий армии. Премьр-майору А. В. Суворову было поручено укомплектовать резервные батальоны для 17 полков и затем проводить их в Пруссию к Действующей армии. По выполнении этого поручения Суворов был в 1758 г. Произведен в подполковники и назначен комендантом г. Мемеля, где были сосредоточены армейские магазины, снабжавшие материально-техническим довольствием Заграничную армию. Можно предположить, что это назначение было сделано не без ведома его отца, ставшего к этому времени генерал-майором и выполнявшего важные поручения по службе тыла армии.8

Оба эти назначения позволили Суворову познакомиться с вопросами организации тыла в масштабах всей армии. Однако деятельность обер-кригс-комиссара не удовлетворяла А.В. Суворова, и он подал рапорт о переводе в Действующую Заграничную армию. Просьба подполковника Суворова была удовлетворена, и он был определен в Казанский пехотный полк, находившийся под командованием генерал-майора М.Н. Волконского, но вскоре был переведен в штаб главнокомандующего генерал-аншефа В.В. Фермора на должность дежур-майора штаба (так назывался дежурный офицер при командующем). На этой должности Суворов хорошо ознакомился с методами управления армией.

В роли штаб-офицера Суворов участвовал в крупнейшем за всю историю Семилетней войны сражении под Кунерсдорфом, происшедшем 1(12) августа 1759 года. Разгром армии Фридриха II произвел большое впечатление на молодого Суворова, но он был удивлен тем, что главнокомандующий И.С. Салтыков вместо того, чтобы развивать успех и двинуться к прусской столице, даже не направил вслед за отступавшей прусской армией казачью конницу. Во всяком случае, молодой Суворов мог наблюдать международную обстановку и оценить действия командовавших войсками.9

Больше всего произвел на Суворова впечатление разгром прусской армии, считавшейся лучшей в Европе. Конечно, это была хорошо отлаженная военная машина, в которой была отработана до совершенства линейная тактика. На полях Кунерсдорфа встретились две армии, и русская армия победила. В 1759 г. Суворов принимал участие также в сражении при Пальциге.

Информация о работе А. В. Суворов – великий русский полководец