А. В. Суворов – великий русский полководец

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:35, реферат

Краткое описание

Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в по-следней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.

Оглавление

Введение.
1. Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова.
2. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)
3. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)
4. Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское.
5. Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеж-дать».
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

А.В. Суворов.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

В Италии Суворов одержал ряд побед, менее чем за пять месяцев изгнал французов из Северной Италии. Пробиваясь через Альпы на помощь Римскому-Корсакову, еле сдерживающему натиск Массены под Цюрихом, он прибывает слишком поздно и вынужден отступить. Вскоре его вместе с русской армией отзывают в Россию. Заболев еще в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Но и после смерти его преследовала царская немилость. Хоронили полководца не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. За исключением конногвардейцев, гвардию не нарядили на похороны. Ни царь, ни двор на погребении не присутствовали. Но многотысячные толпы народа явились на проводы своего любимца.20

 

Принципы военного обучения А. В. Суворова.

«Наука побеждать».

 

В лице Суворова мы видели не только великого полководца, но и учителя русской армии, создавшего военно-воспитательную систему, которая объективно входила в противоречие с феодально-крепостническим строем, господствовавшим в России во второй половине XVIII в.

Отличительной чертой полководческого искусства А.В.Суворова является то, что в нем главной целью военных действий ставилось уничтожении вооруженных сил врага. Полная победа, по мнению Суворова, возможна только в результате разгрома живой силы неприятеля. Он говорил: «Оттеснен противник – неудача; уничтожен – победа»,

Великий Суворов впервые разрешил задачи воинского воспитания в процессе деятельного обучения. Правильное понимание им обучения и воспитания как единого процесса обеспечило ему осуществление задачи – создание непобедимой русской армии.

Содержание обучения, определяемое в суворовских наставлениях, составляло базу, на которой выросла стройная система обучения и воспитания суворовской армии. Обучение шло от простого к сложному, от одиночного к совокупному и базировалось на трех принципах: систематичность, последовательность и непрерывность.

Воспитание нравственных качеств было подчинено задачи формирования у солдат и офицеров воли и твердого характера. Стержнем воспитания явилось формирование тех качеств, которые определили сознательность, храбрость и мужество суворовских чудо-богатырей.

Суворовская «Наука побеждать» величайший памятник русского военного гения остается удивительно актуальным и поныне. А. В. Суворов завершил разработку русской военной доктрины и сформулировал ее основные принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему победа, малой кровью одержанная.

Идеи Суворова были развиты в русской армии и во второй половине XIX в. М.И. Драгомировым, выступившим неутомимым пропагандистом суворовской системы.21

С новой силой Суворовские принципы зазвучали в советское время в дни Октябрьской революции. Основные положения «Науки побеждать» были включены В.И.Лениным в «Книжку красноармейца», составленную Высшей военной инспекцией. Последний раздел служебной «Книжки красноармейца» содержит материал, определяющий боевое и политико-моральное воспитание красноармейцев. «Наука побеждать» изложена в основном близко к тексту высказываний Суворова. Редакционные изменения были сделаны в целях приближения его к задачам современности и превращались в лозунги-обращения.

 

«Наука побеждать»

 

1. Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.

2. Всякий воин должен понимать свой маневр.

3. Тяжело в учении – легко в походе; легко в учении – тяжело в походе.

4. Стреляй редко, но метко, штыком коли крепко.

5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.

6. Граждан Республики не обижай. Солдат не разбойник.

7. Три военные искусства: первое – глазомер, второе - быстрота, третье – натиск.

8. Ученье – свет, неученье – тьма; дело мастера боится.

9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа.

10. Негоден тот солдат, кто отвечает: «Не могу знать». Проклятое «не могу знать», от «немогузнайки много-много беды»

 

После этой части в «Книжку красноармейца» включены 10 правил-афоризмов под заголовком «Помни»

1. Сам погибай – товарища  выручай (а товарищ в беде выручит)

2. Не бойся смерти; тогда наверное  побьешь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

3. Никогда не отбивайся, а всегда  сам бей, одними отбивами врага  не одолеешь.

4. Тебе трудно, но и неприятелю  не легко (а начнешь его бить  – ему и совсем невмоготу станет и скорее пардону запросит).

5. Откуда бы враг ни появился, его всегда можно достать либо пулею, либо штыком. Чем сподручнее, тем бей; а терять голову от того, что враг появился не оттуда, откуда ожидали, а сбоку или сзади, - значит самому лезть к нему в петлю.

6. В бою смены нет, есть только  поддержка. Одолеешь врага, тогда  и служба кончится.

7. Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

8. Пока идет бой – выручай  здоровых, а раненых без тебя  подберут. Побьешь врага – всем  сразу легче станет: и раненым  и здоровым.

9. Не удалось одолеть врага  сразу, лезь на него в другой, третий, четвертый раз и так без конца, пока не одолеешь его (потому что и он тебя в покое не оставит до тех пор, пока не докончит совсем).

10. С толком, но смело лезь  вперед (скорее побьешь врага  и скорее тебе легче станет)»22

 

Заключение.

 

Генералиссимус Суворов вошел в мировую историю как великий полководец и военный мыслитель. Он оставил огромное теоретическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Суворов разработал и применил в полководческой деятельности наиболее совершенные для своего времени формы и способы ведения вооруженной борьбы, которые подняли русское военное искусство на небывалую высоту. Победоносные походу Суворова прославили нашу Родину, они - яркая и незабываемая страница ее славного военного прошлого.

В дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Советское правительство учредило орден Суворова, являющийся одной из высших наград за боевые заслуги перед Родиной. Во время войны были созданы также суворовские училища, в которых осуществляется военная подготовка в духе суворовских принципов.

Имя Суворова принадлежит нашему народу. В служении России он видел главное предначертание своей жизни. «Оставляю свое доброе имя, - писал Суворов, - современникам и потомству»23

Прошли годы, но имя генералиссимуса Суворова произносится россиянами с полным уважением и любовью. Он истинный народный герой, военный гений, составляющий честь и славу России.

 

Список литературы:

 

  1. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1956.С.98. (http://scilib-military.narod.ru)
  2. Лубченков.Ю.Н  Самые знаменитые полководцы России. М.,1999.-С59,274.
  3. Орлов О. Полководец. СПб.,1995. С.78,105,215,225.
  4. Петрушевский А.Ф. Генераллисимус князь Суворов. М.,2005.-С 115,359.
  5. Полевой Н.А. Русские полководцы. СПб.,2006.- С 73,178.
  6. Суворов А.В. Документы.1т. М., 1965. С.155.

(http://livbook.ru/book/military_history/)

7. Суворов А.В.Военная система. Российский военный сборник. М., 1956.- С.226. ( http://www.rp-net.ru/pdf/rvs/Suvorov.pdf)

8. Фукс Е.Б. Анекдоты князя Италийского, графа Суворова-Рымникского . СПб., 1976, с.67. (http://knsuvorov.ru/)

9. Цветков С. Александр Суворов. М.,1999. - С.67,238,415.

10. В.Семенов. Александр Суворов – величайший полководец//Правда-1950.-18 мая.  (http://gazeta-pravda.ru)

11. ru. wikipedia.org.

 

 

 

 

1  В.Семенов. Александр Суворов – величайший полководец//Правда-1950.-18 мая. 

( http://gazeta-pravda.ru)

2  Цветков С. Александр Суворов. М.,1999. - С.67.

3  Лубченков.Ю.Н  Самые знаменитые полководцы России. М.,1999.-С.59.

4  Петрушевский А.Ф. Генераллисимус Князь Суворов. М.,2005.-С 115.

5 Полевой Н.А. Русские полководцы. СПб.,2006.- С 73.

6  ru. wikipedia.org

7  Полевой. Н.А .Указ. соч. - С. 178.

8 Орлов О. Полководец. СПб.,1995. С.78.

9 ru. wikipedia.org

10 Лубченков.Ю.Н  Самые знаменитые полководцы России. М.,1999.-С.274.

11 Орлов О. Указ соч.-С.105.

12 Суворов А.В.Военная система. Российский военный сборник. М., 1956.- С.226.

(http://www.rp-net.ru/pdf/rvs/Suvorov.pdf)

13 Орлов О. Указ. соч. - С.215.

14 Петрушевский А. Ф.Указ. соч.- С.359.

15 Цветков С. Указ. соч.- С.238.

16 Фукс Е.Б. Анекдоты князя Италийского, графа Суворова-Рымникского. СПб., 1976, с.67

 (http://knsuvorov.ru/)

17 ru. wikipedia.org

18 (http://www.rp-net.ru)

19  А.В. Суворов. Документы. В 4 т. М., 1965. С.155.

(http://livbook.ru/book/military_history/)

20 Цветков.С. Указ соч. –С.415.

21 Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М.,1956.С.98

(http://scilib-military.narod.ru)

22 ( http://www.rp-net.ru/pdf/rvs/Suvorov.pdf)

23 Орлов О. Указ соч. – С.225.

 


 



Информация о работе А. В. Суворов – великий русский полководец