Социальная психология В.М.Бехтерва

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении

Оглавление

Введение 4-5 стр.
Экспериментальная социальная
психология В.М.Бехтерева 6-18 стр.

ВЫВОДЫ 18-19 стр.

2. Структурные методы управления конфликтами. 19-23 стр.

ВЫВОДЫ 24 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 стр.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

 

Академия строительства и архитектуры

 

Факультет экономики и менеджмента

 

Кафедра СГНиИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология социального взаимодействия»

 

 Вариант №7

 

 

 

   Работу выполнила:

 

Жигжанова (Худиенко)

   Татьяна Дмитриевна

 студентка __ курса ЗФО

          ФЭМ

 

Рецензент:

 

    ________________________

 

 

 

г.Симферополь, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 ПЛАН         3 стр.

          Введение         4-5 стр.

  1. Экспериментальная социальная

          психология В.М.Бехтерева     6-18 стр.

 

          ВЫВОДЫ        18-19 стр.

   

     2. Структурные методы управления конфликтами. 19-23 стр.

 

          ВЫВОДЫ        24 стр.

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №7

 

1. Экспериментальная социальная  психология В.М.Бехтерева 

2. Структурные методы управления конфликтами

ПЛАН:

Введение

1. Экспериментальная социальная  психология В.М.Бехтерева

 

Выводы 

 

2. Структурные методы управления конфликтами

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

ВВЕДЕНИЕ

Идеи, сходные с Павловскими, развивал в книге «Объективная психология» (1907) В.М.Бехтерев (1857-1927). Между воззрениями этих двух ученых имелись различия, но оба стимулировали психологов на коренную перестройку представлений о предмете психологии.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. В принципе, говоря о связи между рефлексологией и психологией, можно провести аналогию о соотношении между механикой и физикой, так как известно, что все многообразные физические процессы можно в принципе свести к явлениям механического движения частиц. Аналогичным образом можно допустить, что все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов. Как нельзя из общих понятий о материальной точке извлечь свойства реальной материи, так невозможно только из формул и законов теории рефлексов вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов. В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его Психоневрологического института, в частности исследования В.Н. Осиновой, Н.М.Щелованова, В.Н.Мясищева, постепенно выходят за рамки рефлексологического подхода.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Созданный им Педологический институт Бехтерев рассматривал как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Как бы ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать.

-4-

 Бехтерев фактически  ввел в психологию понятие индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.  (См. 1. Экспериментальная социальная  психология В.М.Бехтерева )

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные совместной работой сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Если в жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса не преподносят, то для руководителя конфликт является одним из главных врагов, т.к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые. Руководить без конфликтов — возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.

Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода — это наше время.

Руководитель — это человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение. Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими  приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или

не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего. (См. 2. Структурные методы управления конфликтами.)

 

 

 

 

 

 

-5-

1. Экспериментальная социальная  психология В.М.Бехтерева 

Бехтерев В.М. - основоположник отечественной экспериментальной психологии, врач, невропатолог, психиатр, физиолог и морфолог.

Русский советский невропатолог, психиатр, психолог и физиолог В.М. Бехтерев родился 20 января (1 февраля) 1857 года в селе Сорали (Саралы) Елабужского уезда Вятской губернии (ныне - село Бехтеревка близ г. Елабуга Республики Татарстан). Эта дата является предположительной, точно известно лишь то, что он был крещен 23 января 1857 года. В.М. Бехтерев являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых, известного с начала XVII века. 

Владимир родился в семье станового пристава, первые четыре года его жизни прошли в Елабуге, а затем Бехтеревы переехали в Вятку. Вскоре умер отец Владимира; его мать с трудом нашла средства на обучение сына в гимназии. Учебу в Вятской гимназии В.М. Бехтерев начал в 1867 году, но учился он неважно: в выпускном свидетельстве было две четверки (по физике и закону божьему), остальные тройки. Он был очень увлечен естественными науками, но приложить свои желания в Вятке было негде, а сама мысль о продолжении учебы в гимназии ему была противна. Вятка была Бехтереву "тесна", поэтому он мгновенно отреагировал на случайно подвернувшееся объявление о приеме в Медико-хирургическую Академию в Петербурге. При этом он вовсе не собирался посвящать себя медицине, но перспектива остаться в Вятке его не привлекала. 

Так, в 1873 году, 16-летний Владимир Бехтерев, окончив 7 классов ненавистной гимназии, оказался в Петербурге, в Медико-хирургической Академии. Но, даже уже будучи студентом, он не собирался заниматься изучением мозга. Его, как будущего естественника тянуло совсем к другому. То он думал посвятить себя акушерству - ему было интересно, как применяются точные законы механики в таком "тонком деле", как рождение человека; то глазные болезни привлекали его внимание. Его занимало, насколько законы физики способствуют исследованию зрения. Но верх взял интерес к психиатрии и невропатологии. В Академии Бехтерева полностью захватила наука. Но, несмотря на всю его отрешенность от политических дел, после окончания 3 курса, весной 1877 года, Владимир на волне патриотических чувств уехал в Болгарию, где участвовал в военных действиях в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

-6-

Его военная кампания длилась всего четыре месяца - началась она переправой русских войск через Дунай и закончилась жесточайшей лихорадкой от ночлега на сырой земле, после чего Бехтерев вернулся в Академию. Он вернулся в Петербург совершенно иным, нежели покидал его, и главное в этом изменении было чувство сострадания, более не оставлявшее его никогда. 

В 1878 году В.М. Бехтерев окончил Петербургскую Медико-хирургическую академию и был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у профессора И.П. Мержеевского, посвятив себя изучению душевных и нервных болезней. Через год, в 1879 году, Бехтерева приняли в действительные члены Петербургского общества психиатров. Еще через 2 года, в 1881 году, он защитил докторскую диссертацию на тему "Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней" и получил ученое звание приват-доцента. 

Однажды в конце 1881 года В.М. Бехтерев встал перед серьезной нравственной проблемой. Той осенью заговорщики при помощи бомбы казнили царя-"освободителя" Александра II. Один из пациентов Бехтерева, сановный чиновник, в частной беседе рассказал молодому врачу, что новый император намеревается арестовать князя Кропоткина и других революционеров, причастных, по его мнению, к заговору. Бехтерев слушал своего пациента, машинально кивая головой, и с удивлением прислушивался к внутреннему голосу: как предупредить Кропоткина (который тогда жил в Париже) и соблюсти совсем недавно данную врачебную тайну? Через много лет Бехтерев об этом случае рассказал своему товарищу правоведу А.Ф. Кони: "Сообщил. Сейчас припоминаю: терзался, терзался именно в связи с нарушением клятвы". Прошло еще немного времени, и Бехтереву снова пришлось вспоминать эту историю. Попутчик в вагоне поезда сказал ему, что в соседнем купе едет Кропоткин. И Бехтерев пошел знакомиться. Представляться ему не потребовалось. "Я прекрасно знаю Вас много лет! - экспансивно воскликнул Кропоткин. - Вы же спасли мне жизнь!". 

В 1884 году Бехтерева командировали за границу для обучения у ведущих европейских психологов того времени. Стажировки в клиниках Германии, Австрии, Франции помогли ему получить знания и опыт. Бехтерев стажировался на кафедре психиатрии Венского университета у Т.Мейнерта, занимался у ведущих психиатров –

-7-

Э.Дюбуа-Реймона (Берлин), В.Вундта и П.Флексига (Лейпциг), а также у Ж.-М. Шарко (Париж). В Германии Бехтерев учился у Флексига, директора психиатрической колонии, знаменитого в то время исследователя нервной системы, автора нескольких новых методов исследования мозга. Впоследствии Флексиг писал: "Здесь начал Бехтерев - этот подлинно врожденный исследователь - свой славный путь". 

После Лейпцига Бехтерев отправился во Францию, в госпиталь Сальпетриер. Благодаря его основателю и руководителю профессору Ж.-М. Шарко, Сальпетриер стал Меккой невропатологов Европы. Бехтерев привез мэтру Шарко прекрасно изготовленные препараты срезов мозга. В благодарность Шарко лично показал ему интереснейшие явления применения гипноза на истеричных больных. В ту пору гипноз только входил во врачебную практику, и вокруг этого метода лечения велось немало споров. В их центре стояло противостояние школы Шарко и школы профессора Бернгейма. Шарко утверждал, что состояние гипноза - ненормальное и нездоровое состояние мозга, что это искусственно вызванный невроз. Бернгейм же считал гипноз просто сном, вызванным внушением. Время принесло поражение школе Шарко, сдвинув, однако, и Бернгейма с его позиций. И если бы Шарко знал, что молодой русский приезжий Бехтерев примет сторону Бернгейма и станет не только утверждать нормальность гипнотического сна, но и его целебное воздействие, он бы, наверное, не был так приветлив. 

Уже спустя некоторое время после пребывания в Сальпетриере профессор Бехтерев читал в Обществе неврологов лекции о лечении психических расстройств гипнозом, хотя гипноз в России был в то время под подозрением, и очень сильно рисковал тот, кто его пропагандировал. Только неустанная работа Бехтерева и его товарищей - статьи в журналах, лекции, удачно вылеченные пациенты и многое другое - способствовало тому, что гипноз как метод лечения различных недугов был принят официально. Кстати, коллективную психотерапию алкоголиков под гипнозом ввел в России тоже Бехтерев. Разработанная им методика до сих пор - с небольшими изменениями - применяется повсеместно. 

Еще будучи в заграничной командировке, Бехтерев получил

-8-

предложение занять вакантную кафедру психиатрии в Казанском университете. После внутренних терзаний (уж очень не хотелось ему покидать обустроенные лаборатории) Бехтерев все-таки согласился и вместе с женой отправился в Казань. Необходимо заметить, что в то время в психиатрии почти не было русских врачей, даже истории болезней писались по-немецки. Сам Бехтерев большую часть своих сил направил на организацию и постройку нервной клиники, условия лечения в которой соответствовали бы требованиям того времени. Потом, уже несколько лет спустя, когда клиника была построена, открылось первое в мире нейрохирургическое отделение, больные работали на огородах, шили и занимались другим трудом, и такая занятость оказалась целительной, врачи со всей России стали приезжать в Казань учиться. Бехтерев в эти годы вдруг ощутил такую усталость, что, однажды в новогоднюю ночь поднял тост за "блаженные времена, когда ученые смогут заниматься одной только наукой". 

В том же 1884 году Бехтерев стал экстраординарным профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней. При этом он учредил в Казани Общество невропатологов и психиатров, основал в 1893 году журнал "Неврологический вестник", который выходил под его редакцией до 1918 года. В 1885 году Бехтерев был назначен заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Одновременно он работал консультантом в первой в России Окружной психоневрологической лечебнице на Арском Поле, где создал первую в мире психофизиологическую лабораторию. Нужно отметить, что Бехтерев согласился возглавить кафедру только при условии организации научно-исследовательской лаборатории. Под её создание Министерство просвещения выделило 1000 рублей и годовой бюджет в 300 рублей. Предметом изучения в лаборатории стало устройство мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев описал важнейшее клеточное скопление, входящее в состав вестибулярной системы. Там, в лечебнице, Бехтерев ввел в курс лечения полезную и интересную работу, исключил любые формы насилия над больными. Подобные окружные психиатрические больницы стали строить по всей стране. В Казани Бехтерев написал и опубликовал более 50 работ, в том числе фундаментальный труд: "Проводящие пути головного и спинного мозга" (1894).

 

-9-

Созданная им научная школа приобрела мировое значение. Лекции Бехтерева были так интересны, что их приходили слушать не только студенты. Одним из слушателей был рабочий Алексей Пешков - будущий писатель Максим Горький.

В ту пору в ходу у исследователей мозга был единственный метод: из уплотненного в спирту мозга выделялись, выщипывались, отделяясь друг от друга, отдельные волокна. В книге "Проводящие пути головного и спинного мозга" Бехтерев предлагает свой "метод сравнения последовательных срезов одного направления". За этими словами стоит изнурительный многочасовой труд. Нож микротома отсекает тончайший срез замороженного мозга, и этот срез, укрепленный на стеклышке, попадает под микроскоп для рассмотрения и зарисовки. Второй срез, пятый, трехсотый, и удается проследить наверняка и до конца пути нескольких нервных волокон и связи нескольких клеток. Около двадцати лет рабочий стол Бехтерева был завален стеклышками со срезами. Уезжая на новое место, он всегда оставлял на старом многотысячную коллекцию срезов. Книга "Проводящие пути" была переведена на несколько языков, удостоилась золотой медали Российской Академии Наук. На ней основаны все современные атласы мозга. И один из составителей этих атласов, сам потративший на них всю жизнь, немецкий профессор Копш, произнес некогда такую фразу: "Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев". 

Информация о работе Социальная психология В.М.Бехтерва