Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.
Цель работы: выявление влияния родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 82.39 Кб (Скачать)

    Именно  по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

    По  мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские  отношения» – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

    Проблемой влияния родительского отношения  к ребёнку занимались такие исследователи  как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций  родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение  ребёнка:

    1. Родители не обращают внимания  на детей, унижают, игнорируют  их. В таких семьях дети часто  вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

    2. Родители постоянно восхищаются  своими детьми, считают их образцом  совершенства. Дети чаще всего  вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

    3. Гармоничные отношения, построенные  на любви и уважении. Дети отличаются  добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

    4. Родители постоянно не довольны  ребёнком, критикуют и порицают  его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

    5. Родители чрезмерно балуют и  оберегают ребёнка. Дети растут  ленивыми, социально незрелыми.

    6. Родители, на позицию которых  оказывают влияние финансовые  трудности. Их дети растут с  пессимистическим отношением к  окружающему миру. Если же не  влияют, то дети спокойны, скромны.

    А.С. Макаренко обращает внимание на такие  отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.

    В своих исследованиях С.В. Ковалёв  выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. Е.М. Волкова  рассматривает лишь типы благополучных  семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:

    Диктат  – систематическое подавление инициативы другого.

    Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.

    Невмешательство – предполагает сосуществование  двух миров: «взрослых» и «детей».

    Сотрудничество  – предполагает опосредованность межличностных  отношений общим целям и задачам  совместной деятельности.

    Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.

    А.Б  Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».

    В своих исследованиях А.Я. Варга  и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

    1. «Принятие – отвержение».

    Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой  он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

    Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка  плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к  ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает  его.

    2. «Кооперация» – родитель заинтересован  в делах и планах ребёнка,  старается во всем помочь ему.  Высоко оценивает его интеллектуальные  и творческие способности, испытывает  чувство гордости за него.

    3. «Симбиоз» – родитель постоянно  ощущает тревогу за ребенка,  он кажется ему маленьким и  беззащитным. Родитель не предоставляет  ребенку самостоятельности.

    4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

    5. «Маленький неудачник» – в  родительском отношении имеется  стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    Анализ  литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих  родительские отношения, практически  во всех подходах можно заметить, что  родительское отношение по своей  природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

    Таким образом, у нас есть все основания  сделать вывод о том, что взаимоотношения  в семье могут носить разноплановый  характер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

     
1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.
 

    Проблема  детско-родительских отношений, как  видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно  актуальна.

    Влиянию родительского отношения на ребёнка  посвящено много исследований зарубежных и отечественных психологов и  педагогов (А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).

    Родительские  отношения – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

    Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество).

    Неблагоприятные родительские отношения и стиль  общения, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются одним  из факторов, влияющих на появление тревожности у детей.

    Важное  значение в общении родителей и детей имеет стиль. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия взрослого и ребенка.

    В наши дни выделяют много стилей общения, но остановимся на основных. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев и др.)

    Авторитарный  стиль общения более всего  может способствовать развитию тревожности  у детей. При авторитарном стиле  общения с ребенком дисциплинарные меры, применяемые родителями, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследовательные родители вызывают тревожность ребенка тем, что  не дают ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований родителей, зависимость  их поведения от настроения, эмоциональная  лабильность влекут за собой растерянность  у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить  в том или ином случае.

    При авторитарном стиле общения воспитание может основываться на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах  справиться или справляется с  трудом. Формируется отрицательный  эмоциональный фон ребенка, который  характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок  почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи  опущены, выражение лица грустное или  индифферентное. В таких случаях  возникают проблемы в общении  и установлении контакта. Ребенок  часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много  времени проводит один, ничем не интересуется. Такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в  контакт.

    Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку  может включать в себя жесткий  контроль, строгую систему норм и  правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка  может порождаться страхом отступления  от норм и правил, устанавливаемых  взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет  меня любить», «Если поступаю не так, как надо, меня накажут»).

    Тревожные дети испытывают повышенную ответственность  за все происходящее, они склонны  винить себя во всех неприятностях, случающихся  с их близкими людьми. Даже если внешне это никак не проявляется, это  можно заметить в беседе с ребенком. Дошкольник должен знать границы  своей ответственности. С одной  стороны, когда за кого-то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь  действовать, но с другой стороны  — это создает непереносимое  напряжение. Следовательно, при авторитарном стиле общения эта тревога  возрастает. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов  у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.

    При авторитарном стиле наблюдается  характерная тенденция на жесткое  управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том, что родители значительно чаще прибегают к  приказному тону, делают резкие замечания. При данном стиле общения родители единолично решают все вопросы, касающиеся жизнедеятельности ребенка. Авторитарный стиль общения реализуется с  помощью тактики диктата и  опеки. Родители, придерживающиеся этого  стиля общения, не позволяют проявлять  детям самостоятельность и инициативу. Их оценки детей неадекватны. Авторитарный родитель акцентирует внимание на негативных поступках ребенка, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Авторитарный стиль общения, по данным Масловой Н.Ф. порождает неадекватную самооценку детей, прививает культ  силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в  общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с детьми приводит к искаженному пониманию  ценностей, к высокой оценке таких  качеств личности, как безответственность, властность; культивированию в ущерб  внутренним достоинствам внешней привлекательности  и физической силы. При авторитарном стиле характерна общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю. Родители значительно чаще прибегает к тону приказа, делают резкие замечания. Характерными также являются нетактичные замечания в адрес ребенка.

    Тревожность, которая возникает у детей  при авторитарном стиле общения, окрашивает в мрачные тона отношение  к себе, другим людям, к окружающей действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Тревожный ребенок полагает, что все говорят только о нем и, конечно, только плохое. Самое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности. Авторитарный стиль общения способствует обостренному восприятию окружающей действительности. Ребенок с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонен воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у него формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Родителям с авторитарным стилем педагогического общения необходимо смягчить свой стиль общения в пользу демократического.

Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей