Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:38, доклад
Эволюция земельных отношений непосредственно отражала изменение отношений собственности на землю, которое было тесно взаимосвязано с историческим развитием человечества. Именно изменение форм института собственности, прежде всего на землю стало основой экономической эволюции человечества.
Эволюция земельных
отношений непосредственно
Стремление человека реализовать свой личный интерес способствовала наиболее предприимчивых людей иметь частное владение средствами производства, и, прежде всего землей, что привело в исторической ретроспективе к разложению первоначальной общинной собственности (по своей сущности примитивной) и стало основой формирования социальной группы эффективных частных собственников. Это является закономерным следствием объективно обусловленной реализации частного материального интереса человека, которое нашло отражение в трудах зарубежных ученых, прежде всего работ Ф. Кэне «Фермеры» (1756 г.); «Экономические принципы экономической политики земледельческого государства» (1767 г.) и «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита (1776 г.) и т. д., а также в трудах российских ученых-аграрников, в частности в «Книге о скудости и богатстве» Посошкова И. Т., которая увидела свет в 1724 г., т.е. задолго до аналогичных идей и взглядов за рубежом.
Основным условием материального развития человеческого общества в течение всей тысячелетней истории являлась земля как фактор производства, которая способствовала определяющей роли земельной собственности в экономике. Это было ярко выражено особенно в эпохи, когда господствующей отраслью в национальном хозяйстве было сельское хозяйство.
Формы собственности на землю могут быть разные, но земельные отношения построенные на праве частной собственности на землю исторически доказали свою состоятельность, поскольку в данном случае задействован мощный стимул - материальный интерес человека.
Эволюция земельных
отношений убедительно
С целью обеспечения гармоничного сочетания интересов государства, сельхозпредприятий и граждан данная система должна основываться на формировании режима наибольшего благоприятствования рыночным отношениям с помощью оптимизации ставок земельного налога.
Одним из основных направлений является переход к механизму экономического регулирования и стимулирования рационального использования земельных ресурсов сельскохозяйственными предприятиями и гражданами. Система экономического регулирования земельных отношений в настоящее время включает земельный налог, арендную плату за землю, рыночную цену земли.
Формирование
рациональной и сбалансированной системы
оплаты за пользование земельными угодьями
является одним из главных условий
реформирования и совершенствования
земельных отношений, поскольку
такая система ориентирует
Сквозным направлением совершенствования системы оплаты за землю должно стать обеспечение единых принципов и критерий налогообложения на основе отхода от принципа бесплатного природопользования, который исторически не оправдал себя.
Система налогообложения земельных ресурсов направлена на формирование доходов бюджета для проведения мероприятий по повышению плодородия земельных угодий, мер по землеустройству, их охране и для культурного развития территории. Плата за земельные ресурсы взимается в форме земельного налога или же арендной платы. В свою очередь, размеры их ставок определяются на основе качества и местоположения земельного участка.
Налог на землю во многих экономически развитых странах мира является для госбюджета вторым по значению налогом в сельском хозяйстве. Исторически налог на землю существует очень давно, поскольку развитие человеческой цивилизации непосредственно связано с развитием сельского хозяйства.
В настоящее время, данный вид налога взимается с учетом доходности земли, которая определяется по утвержденному земельному кадастру, хотя ранее он исчислялся в зависимости от урожая или размера участка и выплачивался в натуральном виде. Собственник лучших земель должен платить больший налог, хотя потребность в финансировании местных (социальных и др.) мероприятий у него та же, как и у других собственников.
В Казахстане размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей. Однако в условиях введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и концентрации их в руках крупных землевладельцев, налогообложение земель должны зависеть от его размеров и от результатов хозяйственной деятельности. Это позволит не только увеличить поступления от земельного налога, но стимулировать рациональное использование земли по назначению и будет способствовать более эффективному сельскохозяйственному производству.
Плательщиками
земельного налога являются физические
и юридические лица, имеющие объекты
обложения: 1) на праве собственности;
2) на праве постоянного
Объектом налогообложения
является земельный участок (при
общей долевой собственности
на земельный участок - земельная
доля). Налоговой базой для
В Казахстане в налоговом Кодексе предусмотрено налогообложение земель, но при этом налогообложению не подлежат следующие категории земель: 1) земли особо охраняемых природных территорий; 2) земли лесного фонда; 3) земли водного фонда; 4) земли запаса
Наиболее низкими являются базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения. В кодексе базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются в расчете на 1 гектар и дифференцируются по качеству почв. При этом базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения исходят из пропорции баллов бонитета почв.
Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки, устанавливаются в следующих размерах. При площади до 0,50 гектара включительно - 20 тенге за 0,01 гектара, а на площадь, превышающую 0,50 гектара - 100 тенге за 0,01 гектара.
Соответственно, законодательную основу земельного налога в Казахстане составляют закон Земельный и Налоговый Кодекс, в соответствии с которым определяются категории земель, подлежащие и освобожденные от налогообложения, а также устанавливаются налогоплательщики, базовые ставки налога и сроки уплаты. Однако размеры земельного налога устанавливаются согласно оценочным базовым ставкам и не отражают реальную рыночную цену земли. На наш взгляд, законодательство по земельному налогу нуждается в дальнейшем уточнении и совершенствовании.
Налог на землю и арендная плата за нее являются категориями рыночной экономики, сущностью которых является земельная рента. Методология исчисления их ставок напрямую связана с ценой земли, которая исчисляется исходя из плодородия земельных участков, места их расположения относительно рынков сбыта, а также от множества других природно-климатических и экономических факторов.
Если рассматривать мировую практику определения цены земли, то в данном случае в основном используется рентный подход. Поэтому было бы целесообразно использовать в оценке земли дифференциальную ренту, поскольку в нашей республике по оценке ведущих ученых, абсолютна рента не создается, а иногда имеет даже отрицательное значение [4, с. 75; 5; 6].
Дифференциальная рента отражает естественные различия в качестве земель и объективно обусловленные различия в эффективности дополнительных вложений труда и капитала, которая возникает на отдельных земельных участках, расположенных в особо благоприятных природно-климатических условиях.
Однако дифференциальный эффект возникает в любой сфере национального хозяйства, поскольку он основывается на превышение общественно необходимых затрат над индивидуальными. В то же время дифференциальный эффект выражает экономию затрат, которые достигаются вследствие применения ограниченных ресурсов или путем повышения производительности труда благодаря введению технических новшеств. Впервые К. Маркс рассмотрел и подробно описал механизм и динамику дифференциальных эффектов в промышленности, возникающих вследствие роста производительности труда, отметил их крайнюю неустойчивость и кратковременный характер.
Что касается, сельскохозяйственного производства дифференциация характеристик земельных участков с одной стороны, а с другой стороны, ограниченность ресурсов создают объективные препятствия для уравнивания эффектов, получаемых различными хозяйствующими субъектами. По поводу этого К. Маркс писал, что «… в земледелии они (сверхприбыли) фиксируются благодаря своей устойчивой (по крайней мере, на более или менее продолжительной время) природной основе, заключающейся в различиях почвы» [7, с. 168].
Концепция рентой оценки земли основывается на теории дифференциальной ренты, которая была разработана К. Маркс. В VI отделе III тома «Капитала» К. Маркс на основе таблиц предложил стройную и целостную концепцию количественного изменения дифференциальной ренты. Он пришел к выводу, что рентный эффект, приносимый единицей площади, определяется как разница между ее денежной отдачей и величиной затрат, которые окупаются и приносят среднюю прибыль, что можно выразить в следующей формуле [7, с. 169]:
(1)
где, R - рента, получаемая с единицы площади; P - цена сельскохозяйственной продукции; q - натуральная отдача единицы площади; p - средняя норма прибыли; K - уровень вложений капитальных ресурсов в единицу площади (интенсивность возделывания земли). Величина P определяется общественно необходимыми затратами на производство продукта, выпускаемого данной отраслью, в частности сельского хозяйства.
По мнению К.Маркса цена сельскохозяйственного продукта определяется затратами на ее производство, которое осуществляется на участках, находящихся в относительно худших условиях. Поэтому индивидуальные затраты наименее удобно расположенного или наименее продуктивного участка из используемых обществом и являются регулирующими, что справедливо для всех без исключения природных ресурсов [7, с. 172]. Учитывая регулирующие (замыкающие) затраты формула для определения дифференциальной ренты будет иметь следующий вид:
(2)
где, zЗ - регулирующие затраты (замыкающие); zи - индивидуальные затраты q- натуральная отдача единицы площади.
Таким образом, можно сделать вывод, что цена земли - это экономическое отражение величины потребительной стоимости отдельных участков земли как необходимого средства производства сельхозтоваров. Соответственно цена земли выражается через величину стоимости товара, дополнительно произведенного на лучших участках земли по сравнению с количеством товара, который произведен на худших участках, но необходимых землях. Вследствие этого индивидуальная стоимость произведенной продукции будет неодинаковой.
Определяя цену
земли на основе дифференциальной ренты
можно достичь оптимального сочетания
интересов собственников и