Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:00, дипломная работа
Предмет исследования: взаимоотношения в  семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности  у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
    Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений  в семье значимо влияет на уровень  тревожности у ребенка.
    Цель  работы: выявление влияния родственных  отношений на развитие преодолений  тревожности у детей.
Введение.                                                                                                          
    Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
    1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
    1.2. Особенности тревожности у дошкольников
    1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
    1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
     1.5. Влияние стиля общения родителей с детьми на преодоление тревожности у детей старших дошкольников.                                          
    1.6. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.                                                                   
    Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
    Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий  для преодоления тревожности  у детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений.                                  
    Заключение.                                                                                                          
    Библиография.
    Тема: 
Влияние родственных 
отношений на развитие 
преодолений тревожности 
у детей. 
 
Содержание
    Введение.                 
Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений.
1.1. Основные подходы к определению понятия «тревожность
1.2. Особенности тревожности у дошкольников
1.3. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста
1.4. Понятие «родительские отношения», виды, критерии
     
1.5. Влияние стиля общения родителей с 
детьми на преодоление тревожности у детей 
старших дошкольников.                 
    1.6. 
Подходы к коррекции тревожности у детей 
в системе детско-родительских отношений.                    
Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).
    Глава 
3. Коррекционная программа по созданию 
психолого-педагогических условий 
для преодоления тревожности 
у детей шестого года жизни в системе 
детско-родительских отношений.                    
    Заключение.               
    Библиография.             
    Приложение.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение 
    Решение 
задач гуманизации и 
    Представители 
различных психологических школ 
занимались изучением взаимоотношений 
родителей и ребенка и 
    Проблема 
влияния типа взаимодействия взрослого 
и ребенка на формирование личности 
последнего широко обсуждается в 
психологической литературе и является 
достаточно актуальной. К настоящему 
времени сформировалось убеждение, 
что тип детско-родительских отношений 
в семье является одним из основных 
факторов, формирующих характер ребенка 
и особенности его поведения. 
Наиболее характерно и наглядно тип 
детско-родительских отношений проявляется 
при воспитании ребенка. По мнению А.Я. 
Варга, В.В. Столина и других, родительские 
отношения – это система 
Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности. Тревожность – определяется, как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
    В 
настоящее время не существует единой 
точки зрения на причины, лежащие 
в основе формирования данного явления. 
Согласно работам представителей динамического 
подхода и отечественных 
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые оказывают влияние на его эмоциональный фон. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
    В 
настоящее время круг исследований, 
связанных со спецификой детско-родительских 
отношений постоянно 
    Объект 
исследования: взаимоотношение в 
семье между родителем и 
Предмет исследования: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком и особенности проявления тревожности у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Гипотеза: предполагается, что характер взаимоотношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у ребенка.
Цель работы: выявление влияния родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей.
Методологическая основа:
    Методологической 
основой являются теоретические 
концепции ведущих 
    Для 
решения поставленных задач и 
проверки исходных положений гипотезы 
был использован ряд исследоват
Экспериментальная база исследования: МДОУ ДС «Олененок» г. Муравленко. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 30 детей и 36 родителей.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
    Критерий 
доказательности гипотезы: при дисгармоничных 
детско- родительских отношениях дети 
демонстрируют повышенный уровень тревожности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава 
1. Теоретические 
основы развития и 
преодоления тревожности 
у детей в системе 
родительских отношений. 
Разработка любой проблемы тесно связана с выяснением понятийного аппарата, относящегося к проблеме исследования.
    Слово 
"тревожный" отмечается в словарях 
с 1771 года. Существует много версий, 
объясняющих происхождение 
    В 
психологической литературе, можно 
встретить разные определения понятия 
тревожности, хотя большинство исследователей 
сходятся в признании необходимости 
рассматривать его 
    В 
психологическом словаре «
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
    В.В. 
Давыдов трактует тревожность как 
индивидуальную психологическую особенность, 
состоящую в повышенной склонности 
испытывать беспокойство в самых 
различных жизненных ситуациях, 
в том числе и таких 
Интересен, с нашей точки зрения, подход, представленный Е.А. Орловой. Она в своей работе охарактеризовала три направления в исследовании тревожности: экзистенциальный подход, условнорефлекторная теория (или теория научения) и психоаналитическая теория.
Экзистенциальный подход (С. Кьерхегор), не дает четкого определения тревожности.
Экзистенциалисты рассматривают тревожность как феномен, присущий человеку от рождения и тесно связанный с выбором не имеющихся у личности возможностей и потенциальной свободой. Подлинный анализ возможностей выбора, поиск потенциального направления деятельности, попытка воплотить возможность в действительность – все эти процессы обязательно сопровождаются тревожностью. Создатели этой концепции считают тревожность стимулом развития индивида. Ситуация возникновения тревожности всегда связывалась с принятием решения, с выбором имеющихся альтернатив действия.
    В 
теории условнорефлекторной 
Информация о работе Влияние родственных отношений на развитие преодолений тревожности у детей