Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрица-тельное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
 охарактеризовать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
 раскрыть сущность понятия «девиантное поведение»;
 описать основные социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения подростков;

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения.
1.1.Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.
1.2. Специфика девиантного поведения подростков.
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций.
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.
Глава 3. Практическое изучение влияния общественного мнения класса и микро-группы на отрицательное поведение подростка
3.1. Организация и методы эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии 4 курс иправленное (1).doc

— 347.00 Кб (Скачать)

 

ОА – общая агрессивность; АДН – агрессивность деструктивной направленности; ААН – агрессивность асоциальной направленности; ФА – физическая агрессия; ВА – вербальная агрессия; КА – косвенная агрессия; Н – негативизм.

 

Отношение к ребенку  имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (Т.М. Титаренко, Л.Н. Таран). В этот период ребенок испытывает определенные психологические трудности, связанные с формированием основных новообразований возраста, со сменой его социальной позиции. Эти трудности касаются не только ребенка, но и всех членов семьи. Характер семейного воспитания, воспитательная позиция родителей могут существенно облегчить или затруднить процесс адаптации ребенка к новому социальному окружению.

Неумение родителей  наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье не могут не отразиться на детской психике. Так, Иванов Д.И. выделяет две группы семейных конфликтов:

а) конфликты, связанные  с переживанием нереализованных аспектов личной жизни;

б) конфликты, связанные  с дезорганизацией в сфере  семейного взаимодействия.

При этом обе категории  конфликтов, создавая специфические  фоновые условия, влияют на процесс индивидуализации детской психики.

Кроме непонимания роли семьи в воспитании ребенка следует отметить неуважение и жестокое отношение к детям в семье.

При обобщении вышесказанного можно отметить, что явление жестокого  отношения к детям в семье  играет деструктивную роль: подрывает  физическое и психическое здоровье детей, порождает дегуманизацию межличностных отношений, формирует криминальное поведение.

Агрессия проявляется  как компенсаторная реакция молодых  людей на перенесенные в детстве унижения, отсутствие любви и отстраненность родителей. Проведенный анализ девиантного поведения несовершеннолетних, основанный на данных государственной статистики, независимых социологических исследованиях, свидетельствует о преобладающем влиянии семьи на формирование детской девиации.

 Вывод: социальная среда, в частности – семья и школа,  является одним из ведущих факторов влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков. Окружающая среда значительно влияет на формирование личности школьника, как в положительном, так и отрицательном отношении. Важное значение имеет для учащихся школа. Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемостью учителей и значительными изменениями состава класса. Немаловажную роль в поведении подростка играет семья. Неумение родителей наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье не могут не отразиться на детской психике. Кроме непонимания взрослыми (родителями, учителями) роли семьи в воспитании ребенка следует отметить неуважение и жестокое отношение к детям в семье.

 

Глава 3. Практическое изучение влияния общественного мнения класса и микрогруппы на отрицательное поведение подростка

3.1. Организация  и методы эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проводилось во время педагогической практики с 27 февраля  по 7 апреля  2012 г. в МБОУ СОШ с. Кривандино, Шатурского муниципального района Московской области. В исследовании принимали участие 16 учащиеся 7 «Б» класса (10 девочек и 6 мальчиков).  В классном коллективе были дети следующих возрастов: 3 девочки и 2 мальчика – 1999г.р.; 6 девочек и 4 мальчика – 1998г.р.; 1 девочка – 1996г.р.

В исследовании были использованы следующие  методы: наблюдение, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, школьной документации.

Для изучения особенностей межличностных отношений в классе был использован метод социометрии. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров по определенному виду деятельности или ситуации. В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел работать (учиться, проводить время и т.п.)?». Число  полученных от других членов группы выборов (или отказов) дает возможность судить о популярности, эмоциональной притягательности (или безразличия или отвержения), положении индивида в группе.

Социометрическая методика может быть использована как для  начального ознакомления с межличностными отношениями в малой группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения учащихся.

Социометрическое измерение  позволяет получить значимые результаты при исследовании малых групп, имеющих  опыт группового взаимодействия. При изучении недавно сформированных групп трудно получить достоверные данные о межличностных отношениях, т.к. группа находится в процессе своего становления. (Описание методики приводится по: Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова: Учебное пособие для непсихологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. С. 237-243).

Процедура проведения

Социометрическая  процедура состоит из трех этапов:

  1. Подготовка к опросу.
  2. Проведение опроса.
  3. Обработка и интерпретация результатов.

На первом этапе необходимо приготовить анкету. Социометрическая анкета состоит из ряда вопросов – социометрических критериев. Выбор критериев определяется задачей исследования. Выделяют разные виды социометрических критериев: 

  1. Деловой критерий – С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?
  2. Эмоциональный критерий – К кому из одноклассников Вы бы обратились в трудную минуту?
  3. Коммуникативный критерий – С кем из одноклассников Вы бы хотели провести свои каникулы?

Эти критерии могут  быть:

    1. парными – положительные и отрицательные выборы. Например: 1. С кем из одноклассников Вы хотели бы сидеть за одной партой? 2. С кем из одноклассников Вы не хотели бы сидеть за одной партой?
    2. непарными – только положительные или только отрицательные выборы.

Количество  и содержание вопросов в анкете зависит  от цели исследования.

На втором этапе учащимся раздаются бланки для ответов и дается инструкция: учащихся просят подписать розданные им бланке (листки) и ответить на вопросы анкеты. При ответе на каждый вопрос учащимся необходимо написать фамилии трех одноклассников.

На третьем этапе проводится обработка полученных данных. По каждому вопросу результаты исследования представляют в виде:

    1. социометрической матрицы (социоматрицы);
    2. социометрических статусов (индексов);
    3. социограммы.

Социоматрица представляет собой таблицу (Рис. 1), в которой по вертикали указаны фамилии всех членов группы в алфавитном порядке, а по горизонтали – только их порядковые номера. В строках отмечают выборы, сделанные данным членом группы (кре стиком). В том случае, если выборы являются взаимными, то их обводят в кружочек.

Нижние строки социоматрицы являются итоговыми. В  них вносят суммарные данные о  количестве выборов. Для этого подсчитываются по вертикали общее количество выборов и количество взаимных выборов, полученных каждым членом группы.

Для определения микрогрупп на основе первой матрицы строят вторую матрицу (Рис 2). Заготавливается таблица, как и для первой матрицы. Из первой матрицы выбирается любой член группы, имеющий взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилия заносятся в первую строчку. Этот же номер проставляется в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбираются те, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строчку, и записываются в следующие строчки с сохранением их порядкового номера.  Эти же номера заносят в клетки сверху. В таблице отмечают выборы, сделанные учащимися, в том числе и взаимные. Те учащиеся, которые не получили взаимного выбора, записываются в конце матрицы.

На основе социоматрицы устанавливают социометрический статус каждого члена группы. Социометрический статус указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы. Социометрический статус определяется числом выборов, полученных от других членов группы. Выделяют следующие социометрические статусы:

  1. «Звезды» – члены группы с максимально положительным статусом, т.е. те, кого предпочитает большинство группы.
  2. «Предпочитаемые» - члены группы с небольшим положительным статусом.
  3. «Изолированные» - члены группы с нулевым статусом.
  4. «Отвергаемые» - члены группы с отрицательным статусом.

Более детальную  и наглядную картину отношений, сложившихся в группе, можно получить, построив специальную диаграмму – социограмму (Рис. 3). Социограмма состоит из 4 концентрических кругов, каждый из которых обозначает социометрический статус: 1 круг – «социометрические звезды», 2 – «предпочитаемые», 3 – «изолированные», 4 – «отвергаемые». На диаграмме номера мальчиков обводят треугольниками, девочек – кружочками. Взаимный выбор обозначается сплошной линией, невзаимный – сплошной линией со стрелкой от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал.

Дополнительную  информацию о характере межличностных  отношений в группе дает такой показатель, как коэффициент групповой сплоченности, который определяется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов в группе:

 

      количество взаимных выборов

К =                                                              *   100 %


            общее количество выборов

Коэффициент сплоченности от 81% до 100% свидетельствует о высоком  уровне сплоченности группы; 61% - 80% –  выше среднего; 41% - 60% – среднем; 21% - 40% – ниже среднего; 0% - 20% – низком уровне сплоченности.

Для определения индекса групповой сплоченности нами был использован тест Сишора (описание приводится по: Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова: Учебное пособие для непсихологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. С. 243-244). Групповая сплоченность является важным показателем интеграции группы. Она характеризует степень связанности, единения членов группы. Методика состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция  испытуемому

Вам предлагается ряд  вопросов, касающихся вашей группы. Выберите тот вариант ответа, который вам наиболее подходит. Старайтесь не увлекаться ответами типа: «Не знаю, трудно сказать».

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете свою принадлежность к группе?

1)  Чувствую  себя ее членом, частью коллектива                            (5)

2)  Участвую  в большинстве видов деятельности                            (4)

3) Участвую в одних видах деятельности, не участвую в других   (3)

4)   Живу  и существую отдельно от группы                                        (1)

5)   Не знаю, затрудняюсь ответить                                                    (1)

  1. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность?
    1. Да, очень хотел бы перейти                                                           (1)
    1. Скорее перешел бы, чем остался                                                  (2)
    2. Не вижу никакой разницы                                                               (3)
    3. Скорее всего, остался бы в своей группе                                      (4)
    4. Очень хотел бы остаться в своей группе                                       (5)
    5. Не знаю, трудно сказать                                                                  (1)
  1. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    1. Лучше, чем в большинстве классов                                              (3)
    2. Примерно такие же, как в большинстве классов                         (2)
    3. Хуже, чем в большинстве классов                                                (1)
    4. Не знаю                                                                                           (1)
  1. Каковы у вас взаимоотношения с учителями?
    1. Лучше, чем в большинстве классов                                              (3)
    2. Примерно такие, как в большинстве классов                               (2)
    3. Хуже, чем в большинстве                                                               (1)
    4. Не знаю                                                                                            (1)

Информация о работе Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрица-тельное поведение подростка