Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:16, курсовая работа
Задачи исследования:
охарактеризовать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
раскрыть сущность понятия «девиантное поведение»;
описать основные социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения подростков;
Введение
Глава 1. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения.
1.1.Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.
1.2. Специфика девиантного поведения подростков.
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций.
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.
Глава 3. Практическое изучение влияния общественного мнения класса и микро-группы на отрицательное поведение подростка
3.1. Организация и методы эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.
Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Личко А.Е., Мудрик А.В. и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения. Например, при гипертимной акцентуации характера – наиболее распространенной среди подростков – выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием, трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующие развитию отношений.
Отклоняющееся поведение индивида, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.
Вывод: основными направлениями изучения девиантного поведения являются биологический, психологический, социологический подходы. Все теории имеют свои преимущества и определенные несовершенства. Тем не менее, социологический подход в изучении девиантного поведения является центральным, и концепции присущие ему, безусловно, являются главенствующими при междисциплинарном подходе к изучению девиантного поведения. Особенность формирования девиантного поведения в подростковом возрасте заключается в том, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе.
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций.
В последнее время о трудных школьниках пишется и говорится не мало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берётся за основу одна сторона заявления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность взаимоотношений этих детей с родителями, учителями, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко не однороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей. Написано немало интересных статей и монографий о природе происхождении и формах проявления трудного детства. Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерский). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции, постепенно подменялись ненаучными. Большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучение трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвящённые проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинского, Г.П. Медведева, В. Матвеева, Л.М. Зюбина, Э.Г. Костяшкина и др).
Изучение трудных школьников (учащихся общеобразовательных школ и специальных учреждений) показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных, неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идёт педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще в и крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
На основании анализа современной педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушение поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные, некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», в третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих).
Н.Д. Левитов писал, что основные причины возникновения у школьников поведения с недостатками характера – «это фактическая безнадзорность ребёнка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твёрдой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребёнка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение к нему физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие чёткого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».
Окружающая среда значительно влияет на формирование личности школьника, как в положительном, так и отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с районом их проживания.
Важное значение имеет для учащихся школа. Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава класса.
Как показывает опыт Ш.А. Амонашвили и других передовых учителей, надо чтобы все школьники получали положительные эмоции и удовлетворение от учебной и вне учебной деятельности в школе.
«Трудные» школьники были, есть и, конечно, будут. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность – такова плата за противоречия исторического процесса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.
На социально-психологическое состояние современного общества влияет ряд отрицательных показателей. Это экономический и экологический кризисы, переоценка общественных и индивидуальных ценностей, что в свою очередь отражается на состоянии семьи, целях и задачах воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания.
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.
Если же семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья – далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А. Бандура) и социальным окружением.
Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной ассоциации (связи) Э. Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.
В работах зарубежных и отечественных исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др. показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного воспитания, от отношений между родителями и детьми.
Характер семейных отношений влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное поведение. По данным С. Броди различные стили воспитания и отношений родителей и детей формируют те или иные особенности психики и поведения. Родительские воспитательные стратегии, провоцирующие нарушения поведения детей, описаны И.А. Фурмановым.
Таблица 1.
Стиль воспитания в семье и отклонения в поведении подростков
(По Фурманову И.А.)
№ п/п |
Стиль воспитания |
Виды нарушений поведения | |
Мальчики |
Девочки | ||
1. |
Авторитарная гиперпротекция |
ВА, ОА (о) |
ОА, ААН, КА, ОА (о), ААН (о) |
2. |
Доминирующая гиперпротекция |
АДН |
|
3. |
Требовательная гиперпротекция |
ОА, ААН, ФА,ВА |
|
4. |
Ограничивающая гиперпротекция |
ОА, ААН |
|
5. |
Снисходительная гиперпротекция |
ФА,ВА |
АДН |
6. |
Потворствующая гиперпротекция |
АДН (о) |
ААН, ВА, Н, АДН (О) |
7. |
Потворствующая гипопротекция |
АДН | |
8. |
Скрытая гипопротекция |
АДН |
ФА |
9. |
Гипопротекция с жестоким обращением |
ОА, Н, ААН (о) | |
10. |
Скрытая гипопротекция с жестоким обращением |
ФА | |
11. |
Жесткая гипопротекция |
АДН |
КА |
12. |
Жестокая гипопротекция |
ФА |
|
13. |
Эмоциональное отвержение |
ААН, ОА (о), ААН (о) |
ОА (о), ААН (о) |
14. |
Повышенная моральная ответственность |
КА, Н |
ОА |
15. |
Требовательное обращение |
ОА, КА, АДН (о) |
АДН (о) |
16. |
Жесткое обращение |
АДН (о) |
АДН (о), ААН (о) |
17. |
Жестокое обращение |
ОА (о), ААН (о) |
Н, ОА (о), ААН (о) |