Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрица-тельное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
 охарактеризовать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
 раскрыть сущность понятия «девиантное поведение»;
 описать основные социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения подростков;

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения.
1.1.Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.
1.2. Специфика девиантного поведения подростков.
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций.
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.
Глава 3. Практическое изучение влияния общественного мнения класса и микро-группы на отрицательное поведение подростка
3.1. Организация и методы эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии 4 курс иправленное (1).doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Причинами отклонений в  поведении подростков являются и  реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.

Трудно объяснимые поведенческие  реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (Личко А.Е., Мудрик А.В. и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения. Например, при гипертимной акцентуации характера – наиболее распространенной среди подростков – выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием, трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующие развитию отношений.

Отклоняющееся поведение  индивида, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.

 Вывод: основными направлениями изучения девиантного поведения являются биологический, психологический, социологический подходы. Все теории имеют свои преимущества и определенные несовершенства. Тем не менее, социологический подход в изучении девиантного поведения является центральным, и концепции присущие ему, безусловно, являются главенствующими при междисциплинарном подходе к изучению девиантного поведения. Особенность формирования девиантного поведения в подростковом возрасте заключается в том, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе.

 

 

 

Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.

2.1. Влияние школьной  среды на формы и уровень  подростковых девиаций.

В последнее время  о трудных школьниках пишется  и говорится не мало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берётся  за основу одна сторона заявления  – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность взаимоотношений этих детей с родителями, учителями, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко не однороден, и причины этой трудности  неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

  • педагогической запущенностью;
  • социальной запущенностью;
  • отклонениями в состоянии здоровья.

Вопрос о трудных  детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей. Написано немало интересных статей и монографий о природе происхождении и формах проявления трудного детства. Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерский). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции, постепенно подменялись ненаучными. Большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучение трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвящённые проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинского, Г.П. Медведева, В. Матвеева, Л.М. Зюбина, Э.Г. Костяшкина и др).

Изучение трудных школьников (учащихся общеобразовательных школ и специальных учреждений) показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных, неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идёт педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями в состоянии психического и физического здоровья, а также особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.

Проблема «трудных»  учащихся – одна из центральных  психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Тяжёлое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще в и крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

На основании анализа  современной педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Под «трудными» школьниками  понимаются, во-вторых, такие дети и  подростки, нарушение поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные, некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные дети», в третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих).

Н.Д. Левитов писал, что  основные причины возникновения  у школьников поведения с недостатками характера – «это фактическая безнадзорность ребёнка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твёрдой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребёнка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение к нему физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие чёткого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».

Окружающая среда значительно влияет на формирование личности школьника, как в положительном, так и отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с районом их проживания.

Важное значение имеет  для учащихся школа. Отмечено, что  многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава класса.

Как показывает опыт Ш.А. Амонашвили и других передовых учителей, надо чтобы все школьники получали положительные эмоции и удовлетворение от учебной и вне учебной деятельности в школе.

 «Трудные» школьники  были, есть и, конечно, будут.  Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность – такова плата за противоречия исторического процесса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.

 

     2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.

На социально-психологическое  состояние современного общества влияет ряд отрицательных показателей. Это экономический и экологический кризисы, переоценка общественных и индивидуальных ценностей, что в свою очередь отражается на состоянии семьи, целях и задачах воспитания и развития детей, на стиле семейного воспитания.

Социально-психологические  детерминанты девиантного поведения  связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Если же семейная жизнь  в чем-то неудовлетворительна, то у  детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм. Однако также имеются случаи проявления девиаций и у детей из совершенно благополучных семей. Дело в том, что семья – далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия с различными проявлениями культуры, например, с феноменом «телевизионного насилия» (А. Бандура) и социальным окружением.

Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории диффенцированной ассоциации (связи) Э. Сазерленда. С его точки зрения, образцы девиантного (криминального) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.

В работах зарубежных и отечественных исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др. показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного воспитания, от отношений между родителями и детьми.

Характер семейных отношений  влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное поведение. По данным С. Броди различные стили воспитания и отношений родителей и детей формируют те или иные особенности психики и поведения. Родительские воспитательные стратегии, провоцирующие нарушения поведения детей, описаны И.А. Фурмановым.

Таблица 1.

Стиль воспитания в семье и отклонения в поведении  подростков

(По Фурманову И.А.)

№ п/п

Стиль воспитания

Виды  нарушений

поведения

Мальчики

Девочки

1.

Авторитарная  гиперпротекция

ВА, ОА (о)

ОА,  ААН,

КА, ОА (о),

ААН (о)

2.

Доминирующая  гиперпротекция

АДН

 

3.

Требовательная  гиперпротекция

ОА, ААН,

ФА,ВА

 

4.

Ограничивающая  гиперпротекция

ОА, ААН

 

5.

Снисходительная гиперпротекция

ФА,ВА

АДН

6.

Потворствующая  гиперпротекция

АДН (о)

ААН, ВА,

Н, АДН (О)

7.

Потворствующая  гипопротекция

 

АДН

8.

Скрытая гипопротекция

АДН

ФА

9.

Гипопротекция с жестоким обращением

 

ОА, Н, ААН (о)

10.

Скрытая гипопротекция  с жестоким обращением

 

ФА

11.

Жесткая гипопротекция

АДН

КА

12.

Жестокая гипопротекция

ФА

 

13.

Эмоциональное отвержение

ААН, ОА (о),

ААН (о)

ОА (о), ААН (о)

14.

Повышенная  моральная ответственность

КА, Н

ОА

15.

Требовательное  обращение

ОА, КА,

АДН (о)

АДН (о)

16.

Жесткое обращение

АДН (о)

АДН (о), ААН (о)

17.

Жестокое обращение

ОА (о),

ААН (о)

Н, ОА (о),

ААН (о)

Информация о работе Влияние общественного мнения класса и микрогруппы на отрица-тельное поведение подростка