Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:16, курсовая работа
Задачи исследования:
охарактеризовать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
раскрыть сущность понятия «девиантное поведение»;
описать основные социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения подростков;
Введение
Глава 1. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения.
1.1.Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.
1.2. Специфика девиантного поведения подростков.
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций.
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.
Глава 3. Практическое изучение влияния общественного мнения класса и микро-группы на отрицательное поведение подростка
3.1. Организация и методы эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?
Обработка и интерпретация результатов.
Ответы кодируются в баллах, указанных в скобках. Подсчитывается сумма баллов, набранных каждым учеником. Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5 баллов.
Затем подсчитывается сумма баллов по всей группе и вычисляется коэффициент сплоченности по формуле:
S
К = ---------- , где
(n - 1)
К – коэффициент сплоченности, S – сумма баллов по классу, n – число членов группы.
Показатели уровня сплоченности в классе:
1 – 4 – низкий уровень сплоченности группы; 5 – 9 – средний уровень; 10 – 14 – выше среднего; 15 – 19 – высокий уровень.
3.2. Результаты исследования
Исследование проходило во время классного часа. Всем участникам были розданы бланки ответов, на которых они должны были отвечать на поставленные вопросы.
Для проведения эмпирического исследования мы подобрали критерии, согласно поставленным задачам. Социометрический тест содержит 5 вопросов: если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого бы из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажите фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс? Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты бы хотел увидеть? На каждый вопрос учащиеся должны записать пять фамилий одноклассников.
Во время проведения исследования, учащимся были выданы бланки ответов с заданиями. Дается инструкция, затем каждый должен подписать свой бланк, с указанием фамилии, класса, даты тестирования.
Обработка полученных данных.
Ф., и. учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
К-во выборов |
К-во взаимных выборов |
1.Вика Б. |
+ |
+ |
+ |
Å |
4 |
1 | ||||||||||||
2.Алена Г. |
0 |
0 | ||||||||||||||||
3.Витя Г. |
+ |
+ |
Å |
+ |
+ |
Å |
+ |
+ |
Å |
Å |
Å |
11 |
5 | |||||
4.Аня Ж. |
+ |
+ |
Å |
3 |
1 | |||||||||||||
5.Арина Ж. |
+ |
Å |
Å |
+ |
+ |
5 |
2 | |||||||||||
6.Дима К. |
Å |
+ |
Å |
+ |
+ |
Å |
6 |
3 | ||||||||||
7.Ульяна К. |
+ |
+ |
Å |
Å |
+ |
Å |
6 |
3 | ||||||||||
8.Света Л. |
Å |
1 |
1 | |||||||||||||||
9.Вова М. |
Å |
+ |
+ |
+ |
Å |
5 |
1 | |||||||||||
10.Саша М. |
+ |
Å |
Å |
3 |
2 | |||||||||||||
11.Ксюша П. |
+ |
+ |
Å |
Å |
Å |
+ |
+ |
+ |
Å |
9 |
4 | |||||||
12.Максим Ю. |
Å |
Å |
+ |
Å |
+ |
5 |
3 | |||||||||||
13.Максим В. |
+ |
+ |
Å |
3 |
1 | |||||||||||||
14.Алена С. |
Å |
+ |
2 |
1 | ||||||||||||||
15.Кристина С. |
Å |
+ |
2 |
1 | ||||||||||||||
16.Сережа Ш. |
+ |
Å |
+ |
+ |
Å |
Å |
+ |
+ |
+ |
Å |
+ |
Å |
+ |
13 |
5 |
На основе таблицы 2 (социоматрицы-1) была составлена таблица микрогрупп (социоматрица-2), которая позволила выявить наличие микрогрупп в классе и систему отношений в них. (Таблица 3) Как видно из этой таблицы, в классе существует три микрогруппы: две диады и одна большая микрогруппа.
Таблица 3.
№ |
Ф., и. ученика |
1 |
14 |
3 |
6 |
9 |
11 |
12 |
16 |
5 |
7 |
10 |
4 |
13 |
8 |
15 |
2 |
1. |
Вика Б. |
Å |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
14. |
Алена С. |
Å |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
3. |
Витя Г. |
Å |
Å |
Å |
Å |
Å |
+ |
||||||||||
6. |
Дима К. |
+ |
Å |
Å |
Å |
||||||||||||
9. |
Вова М. |
Å |
+ |
Å |
+ |
+ |
|||||||||||
11. |
Ксюша П. |
Å |
Å |
Å |
Å |
Å |
|||||||||||
12. |
Максим Ю. |
Å |
Å |
Å |
+ |
||||||||||||
16. |
Сережа Ш. |
Å |
Å |
Å |
Å |
Å |
|||||||||||
5. |
Арина Ж. |
+ |
Å |
+ |
+ |
Å |
|||||||||||
7. |
Ульяна К. |
+ |
+ |
Å |
Å |
Å |
|||||||||||
10. |
Саша М. |
+ |
+ |
Å |
+ |
Å |
|||||||||||
4. |
Аня Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Å |
+ |
|||||||||
13. |
Максим В. |
+ |
+ |
Å |
+ |
||||||||||||
8. |
Света Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Å |
|||||||||||
15. |
Кристина С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Å |
|||||||||||
2. |
Алена Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Первую диаду составляют Вика Б. И Алена С., вторую – Света Л. и Кристина С. Дружба девочек в этих двух диадах основана на обмене секретами, на умении выслушивать и давать советы. В дружбе они ценят доверие и понимание. Что касается отношений к другим участникам микрогрупп, то они стремятся попасть в них, и, на наш взгляд, им это удастся при совместном творчестве, при совместной деятельности. Уже то, что их выборы относятся к представителям всех микрогрупп, означает, что в итоге они будут тесно общаться со всеми учениками в классе.
На основе социоматрицы устанавливают социометрический статус каждого члена группы. Социометрический статус указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы. Социометрический статус определяется числом выборов, полученных от других членов группы. Выделяют следующие социометрические статусы:
В классе Алена имеет низкий статус. Но это не означает, что с ней никто не общается, что ее полностью отвергают. Алена добрая, спокойная и отзывчивая девочка. Причина низкого статуса - ее замкнутость, следствие подавления со стороны родителей. Дома на Алену поднимают руку, оскорбляют, поэтому девочка «забита». По успеваемости Алена не уступает остальным, у нее есть большие возможности стать отличницей. За время педагогической практики, Алене было уделено большое внимание и, была проведена работа для поднятия ее статуса. Алене предлагалась всяческая общественная работа, так как она хорошо рисует, ей было поручено нарисовать стенгазету к 8 марта. К этой же работе были привлечены остальные девочки, благодаря чему Алена почувствовала поддержку с их стороны. Кроме того, на общешкольном мероприятии, посвященном дню здоровья, Алена принимала участие в соревнованиях, что также положительно сказалось на взаимоотношениях с классом. Когда подводились итоги соревнований, Алене была выражена благодарность за ответственное выполнение всех указаний, с чем был согласен весь класс.
Дополнительную информацию
о характере межличностных
количество взаимных выборов
К =
общее количество выборов
Исходя из результатов
Исследование групповой сплоченности по методике Сишора проходило во время классного часа. Всем участникам были розданы бланки ответов, на которых они должны были отвечать на поставленные вопросы.
Обработка и интерпретация результатов.
Таблица 4.
1 вопрос |
2 вопрос |
3 вопрос |
4 вопрос |
5 вопрос |
Итого: | |
1.Вика Б. |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
15 |
2.Алена Г. |
5 |
5 |
2 |
1 |
1 |
14 |
3.Витя Г. |
5 |
5 |
2 |
2 |
1 |
15 |
4.Аня Ж. |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
10 |
5.Арина Ж. |
5 |
1 |
3 |
2 |
2 |
13 |
6.Дима К. |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
10 |
7.Ульяна К. |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
15 |
8.Света Л. |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
19 |
9.Вова М. |
4 |
5 |
2 |
1 |
1 |
13 |
10.Саша М. |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
8 |
11.Ксюша П. |
5 |
5 |
2 |
3 |
2 |
17 |
12.Максим Ю. |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
16 |
13.Максим В. |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
14.Алена С. |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
14 |
15.Кристина С. |
5 |
3 |
1 |
1 |
1 |
11 |
16.Сережа Ш. |
5 |
5 |
3 |
2 |
2 |
17 |
Итого: |
222 |