Методы изучения общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

В комплексе перечисленных социологических методов наиболее популярен опрос. Обычно выделяют два больших класса опросных методов - анкетирование и интервьюирование, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами. Существует, однако, еще одно специфическое подразделение опросов, настолько важное, что его следует рассматривать особо как превосходящее по значимости все прочие подразделения. Речь идет о дифференцировании массового и экспертного опросов.

Оглавление

Задание 1. Ответить на вопрос: Применение метода экспертных оценок в изучении общественного мнения.

Задание 2. Написать эссе на тему: Общественное мнение и СМИ.
Задание 3. Решить тестовые задания
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Методы изучения общественного мнения (вариант 7).docx

— 34.70 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ 

ФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Методы изучения общественного мнения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 2 курса, 3 семестр   по специальности:

«Государственное  и муниципальное управление»

                        Резанов В.В.                                                                                              

                                                                    

                                

                                               

 

 

 

 

 

Тюмень  2013

 

Содержание

 

 

  • Задание 1. Ответить на вопрос:  Применение метода экспертных оценок в изучении общественного мнения.

 

  • Задание 2. Написать эссе на тему: Общественное мнение и СМИ.
  • Задание 3. Решить тестовые задания
  • Литература 

 

ВАРИАНТ 7.

Задание 1. Ответить на вопрос:  Применение метода экспертных оценок в изучении общественного мнения.

 

В исследуемой методологической литературе указывают, на существование трех основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

В комплексе перечисленных социологических  методов наиболее популярен опрос. Обычно выделяют два больших класса опросных методов - анкетирование и интервьюирование, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами. Существует, однако, еще одно специфическое подразделение опросов, настолько важное, что его следует рассматривать особо как превосходящее по значимости все прочие подразделения. Речь идет о дифференцировании массового и экспертного опросов.

Опросы этих двух видов, как правило, включаются в исследование для решения различных задач. Целью массового опроса является получение информации о знаниях, мнениях, ценностных ориентациях и установках респондентов, отражающих их отношение к определенным событиям, явлениям действительности. Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках респондентов. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опроса - экспертными оценками.

При экспертном опросе опрашиваемые изначально - специалисты, и их компетентность не должна вызывать сомнений. В этом случае важна не только объективно обусловленная возможность респондента судить по данному предмету, но и реальная способность высказать обоснованное мнение. Поэтому для экспертных опросов тщательнейшим образом отбирают только тех, кто вполне заслуживает статуса компетентного лица в той или иной области. Например, экспертный опрос в сфере организации досуга может охватить ответственных работников отделов культуры народных советов, клубных работников, актив общественных организаций, а экспертизу по проблемам организации труда следует, конечно, осуществлять с помощью специалистов совершенно иного профиля.

Основные функции экспертного  опроса в социологии связаны с  оцениванием социального качества общественных систем и их элементов, вариантов социально значимых решений, достоверности данных (в том числе  полученных в ходе массового опроса), социальных последствий реализации проектов и рекомендаций; прогнозированием общественных процессов, аттестацией  коллектива и его членов.

Экспертный опрос наряду с традиционными  методами сбора информации может широко применяться и в других областях социологических исследований. Так, например, В.З. Докторов справедливо указывает, что использование данного приема весьма эффективно при изучении общественного мнения.

Чем обусловлено обращение к  экспертам? Заключения специалистов, связанных  в силу своей повседневной профессиональной деятельности с изучением состояния и динамики общественного мнения могут дать надежную и точную картину, не уступающую по своей достоверности массовым опросам.

Поскольку общественное мнение всегда предметно, поскольку в нем всегда содержится отношение к той или  иной проблеме, постольку статусом эксперта могут быть (при известных ограничениях) наделены, во-первых, специалисты, занимающиеся исследование различных аспектов этой проблемы, во-вторых, представители социальных институтов, призванных решать ее в интересах всего общества, и, в-третьих, лица, ответственные за формирование общественного мнения по данной социальной проблематике.

В основе изучения рациональной составляющей общественной мнения лежит идея сопоставления  суждений профессионального, специализированного  сознания и сознания массового. Поскольку  первые выступают в качестве эталона  рационалистического, научного отношения  к проблеме, постольку степень  близости ответов населения к  реакциям экспертов служит индикатором  компетентности, развитости общественного  мнения.

Экспертные оценки были использованы в исследовании актуальных проблем  внутритеатрального управления в связи с проведением комплексного социального эксперимента по перестройке театрального дела. Прежде чем приступить к нововведениям, группе исследователей было поручено изучить мнения руководителей театров Москвы, входящих в систему Министерства культуры РФ. Целью опроса было выяснить, что именно и каким образом они хотели бы усовершенствовать.

Поскольку социально-культурные цели театра достигаются при ограничениях, заданных финансовым планом, постольку  существует два вида его деятельности: художественно-творческая и производственно-экономическая. Первой руководит главный режиссер, главный художник, режиссеры-постановщики, помощники главного режиссера по литературной части и по труппе, второй - директор, его заместители, заведующий художественно-постановочной  частью. Первая группа именовалась "художественными", а вторая - административными руководителями.

В восемнадцати театрах Москвы было опрошено 13 главных режиссеров, 16 директоров, 9 их заместителей, 11 режиссеров-постановщиков, 12 заведующих художественно-постановочной частью, 13 помощников главного режиссера по литературной части, 5 помощников главного режиссера по труппе, 6 главных художников. Группа «художественных» руководителей была представлена 48, а группа "административных" - 37 респондентами.

Эксперты - участники опроса - высказывали  свое мнение относительно роли директора и главного режиссера в решении основных вопросов деятельности театров, оценивали целесообразность различных моделей внутритеатрального управления, перспективы с здания театральных объединений и др.

Итак, экспертный опрос наряду с  массовым представляет собой важнейшее  подразделение опросного метода. Его отличительные черты касаются задач, для решения которых он используется, функций выполняемых  в социологическом исследовании, технических и методических приемов подготовки инструментария и проведения опроса, кодировки вопросов, включения получаемой информации в схему обработки и анализа, постановки проблемы достоверности и репрезентативности и т.п.

 

Задание 2. Написать эссе на тему: Общественное мнение и СМИ.

 

Основным предметом РR-воздействия на общественность является общественное мнение. Именно общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей в том или ином направлении. Исходя из этого, актуальность данной темы в том, что изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач паблик рилейшнз.

Феномен общественного мнения занимает ключевые позиции в теории и практике PR. Основные направления и задачи работы PR служб, связанных с общественным мнением сводятся к следующему:

Отслеживание (анализ состояния и  интерпретация содержания общественного  мнения по тем вопросам и проблемам, которые интересуют фирму, политическую организацию, властную структуру). Интерпретация  предполагает оценку состояния общественного  мнения, прогноз его развития, выработка  рекомендаций для фирмы (организации, структуры) по учету состояния общественного  мнения.

Определение способов, механизмов, средств  воздействия на общественное мнение с целью его формирования (изменения) в желательном для фирмы (политической организации, властной структуры) направлении  и организацию практической работы по реализации этой цели. Способы решения, как первой, так и второй задачи во многом зависит от того, какой  смысл вкладывается в понятие «общественное мнение» и в чем видится PR-специалистам главные задачи своей деятельности, по его анализу, учету и формированию. «Без хороших РR, считает известный специалист в этой сфере С. Блэк, не может существовать демократия. Избиратели должны знать, как работает правительство, иметь информацию о принятых решениях, быть образованными, чтобы полностью использовать предоставленные им возможности. РR должны помочь гражданам узнать о своих правах и обязанностях при любом правительстве».

Общественное мнение способствует процессам формирования сплоченности группы, а в определенных условиях и стабильности общества в целом. В измененном виде эти функции  общественного мнения выполняются  и по отношению к внешнему окружению  группы (другие общественные группы; институты  государства и бизнес структуры). Соответственно: анализируя состояние  общественного мнения, институты  государства, политические лидеры, могут  получить информацию об отношении к  ним различных групп населения, приемлемости для граждан предлагаемых властью (лидерам) путей и методов решения проблем, получить предложения по их совершенствованию, выявить наиболее конструктивные формы сотрудничества с гражданами. Естественно, формируя, способствуя формированию общественного мнения в определенном направлении через использование механизмов PR властные структуры тем самым получат возможность контроля за деятельностью и поведением группы, общества в целом. В этом и состоит элемент взаимодействия PR и общественного мнения.

Давая высокую оценку феномену общественного  мнения, в то же время необходимо отметить, что заложенные в природе  общественного мнения функции не реализуются автоматически. Их реализация напрямую зависит от уровня зрелости, сформированности общественного мнения, равно и того статуса, которое оно занимает в обществе – наличие (отсутствие) у бизнес структур, властвующих элит, желания и необходимости считаться с общественным мнением.

Общественное  мнение – специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Дело в  том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как  оно не есть просто сумма тех частных  мнений, которыми люди обмениваются в  узком, частном кругу семьи или  друзей.

В теории PR под общественным мнением понимается коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта PR.

Одной из существенных особенностей общественного мнения с точки  зрения теории PR является то, что носителем его являются группы общественности. Вторая особенность состоит в том, что общественное мнение в теории PR рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

Таким образом, основным сущностным признаком  общественного мнения в различных  теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и  факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать закономерности общественного мнения в теории PR, познанные в рамках социологии и психологии, которые находят своё отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах формирования рассматриваемого феномена.

Ядром работы PR является воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями: 1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации, 2) сформировать общественное мнение, когда его нет, 3) усилить уже существующее мнение общественности.

Каков бы ни был реальный статус общественного  мнения игнорировать его не в силах  ни одна общественная или коммерческая структура. PR-сообщение, которое не учитывает состояние общественного мнения будет отвергнуто, от кого бы оно ни исходило и какие цели не преследовало.

Общественное мнение и анализируется  для того, чтобы его учитывать  при обращении к целевой аудитории. Другое дело как учитывать и с  какой целью. Здесь многое зависит  от того, как PR специалист понимает свои задачи, в чем видит смысл своей  деятельности. Одно дело если, например, во время избирательной компании перед PR-структурой ставится единственная цель – побудить голосовать за кандидата, а после этого кандидат забывает о своих обещаниях и о своих избирателях, и другое – если PR структура руководствуется в своей деятельности, гуманистической концепцией PR, согласно которой главная задача PR состоит в том, чтобы формировать у целевых групп чувство причастности, вовлеченности в дела фирмы (организации, структуры). Как утверждает Ж. – П. Бодуан задачи паблик рилейшнз всегда можно свести паре: «сообщать-приобщать»; именно к паре, а не к одному из этих терминов, ибо приобщение без сообщения это пропаганда, а сообщение без приобщения – это информирование». В зависимости от понимания основной целевой задачи выбирается набор средств и методов, которые используются для воздействия на общественное мнение. Данная посылка фактически в одинаковой мере распространяется как на деятельность по учету, так и формированию общественного мнения, с тем дополнением, что деятельность по формированию общественного мнения предполагает более активную роль PR служб, нежели деятельность по его учету. Тем не менее, и деятельность PR служб по учету общественного мнения носит активный характер. Смысл его заключается в том, что сблизить позицию общественного мнения по проблеме и позицию организации, властной структуры. Учет предполагает в большей степени изменение позиции организации (властной структуры) в то время как формирование общественного мнения предполагает изменение состояния самого общественного мнения. В реальной практике деятельности PR служб, как правило, имеет место одновременно и то и другое, и учет общественного мнения и его целенаправленное формирование. В деятельности по учету общественного мнения в равной степени недопустимо, как игнорирование общественного мнения, так и безоглядное следование ему. Уровень компетентности общественного мнения имеет свои пределы. Поэтому стремление, во что бы то ни стало «подстроиться» под общественное мнение, соответствовать ему в своей деятельности, так называемые популистские меры в любой сфере деятельности будь-то политика или экономика, ничего кроме вреда для организации, властной структуры не принесут. Но не менее опасно для организации, структуры власти выстраивать свою линию действий исходя из чисто рациональных менеджерских принципов, экспертных заключений специалистов. Соответствующие меры, будучи абстрактно самыми эффективными, если они не соответствуют общественному мнению не будут приняты и реальная их эффективность может оказаться нулевой. Задача состоит, следовательно, в том, чтобы найти антоним между абстрактной рациональной эффективностью предполагаемых мер и приемлемостью их для общественного мнения. Такой подход предполагает, что анализ общественного мнения тщательно учитывается при принятии решений. В оценках, представлениях, позиции общественного мнения по проблеме специалисты стараются найти наиболее рациональные, конструктивные элементы, которые находят должное отражение в принятии решений, коррекции позиции организации, структуры его проблемы. Одновременно корректируется и форма решения, представление позиции организации, структуры по проблеме в сторону максимального приближения к состоянию общественного мнения. Такая двусторонняя коррекция позволяет общественному мнению воспринимать решения, позицию организации, властной структуры, как приемлемую, идентичную своей собственной. Вполне понятно, что не менее важной целью для PR структур является и донесение этих изменений до своих целевых групп.

Информация о работе Методы изучения общественного мнения