Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования: Изучение влияние мышления на развитие восприятия у дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ процесса восприятия, его видов и свойств.
2. Характеристика процесса мышления, его видов, свойств и структуры.
3. Осуществить диагностику мышления и восприятия у дошкольников.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучение проблемы влияния мышления на
развитие восприятия. 5
1.1. Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2. Анализ феномена мышления в отечественной и зарубежной психологии. 15
1.3 Особенности развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте. 27
Глава II . Эмпирическое исследование влияния мышления на развитие
восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ «Центр
детского развития - детский сад №91». 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2 Результаты исследования и их интерпретация. 39
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 50
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Российский Государственный Социальный Университет
Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
Факультет «Социальной работы, педагогики и психологии»
Направление подготовки (030300.62) – «Психология»
Курсовая работа
По дисциплине
На тему «Влияние мышления на развитие восприятия у детей
дошкольного возраста »
Выполнила: студентка 2 курса 1 группы
очной формы обучения
направления подготовки «Психология»
факультет Социальной работы, педагогики и психологии
Арсени Кристина Андреевна
Проверил: к.пс.н., доцент Корецкая Е.В.
КУРСК - 2012
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучение проблемы влияния мышления на
развитие восприятия.
1.1. Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2. Анализ феномена мышления в отечественной и зарубежной психологии. 15
1.3 Особенности развития
мышления и восприятия в
Глава II . Эмпирическое исследование влияния мышления на развитие
восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ «Центр
детского развития - детский
сад №91».
2.1. Организация и методы
исследования
2.2 Результаты исследования
и их интерпретация.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
Актуальность исследования. В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а, следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д.
Цель исследования: Изучение влияние мышления на развитие восприятия у дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Объект исследования: познавательная сфера у дошкольников.
Предмет исследования: мышление и восприятие у дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Задачи исследования:
Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что мышление влияет на развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Методологическая база исследования: данной проблемой занимались Дж. Брунер, Д.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Е. Демидов, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, Б.Т. Лихачёв, А.Г. Маклаков, РС. Немов, Л.М. Путято, Е.И. Рогов, Л.Н. Стрижак, С.Л. Рубинштейн и др.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, математико-статистические методы, психологическое наблюдение, психологический эксперимент.
Психодиагностические методики:
Эмпирическая база исследования: МБ ДОУ «Центр детского развития – детский садик №91» , выборка составила 15 человек в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Курсовая состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 30 наименований. Работа содержит 11 таблиц, 4 рисунка , 1 график, 5 приложений.
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЫШЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.
Выготский Л.С. считает, что в окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звуки; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.1
По Э.Титченеру, восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».2
По мнению Крутецкого В. А., основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимал, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем «тот образ, донимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.3
Запорожец А.В. рассматривает восприятие как процесс, связанный с внешним практическим действием.4
С точки зрения Демидова В.Е. наиболее простое и понятное объяснение понятию «восприятие» показано в книге «Как мы видим то, что видим» В. Демидова: «Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний» 5. Л.Н Стрижак объясняет, что восприятие всегда имеет целостный характер, т.е. в получаемых конкретных образах предметов внешние явления отражаются в их целостности, в совокупности их свойств и качеств. Благодаря этому человек всегда восполняет в своём восприятии отсутствующие элементы и части воспринимаемого предмета или явления.6
Дж. Брунер писал :«Само восприятие подвержено вариациям, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как элементарные законы психофизиологии».7
Рогов пишет, что восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки, пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать, как воспринимающую (перцептивную) деятельность.
Итак, по Рогову восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.8
Р.С. Немов же рассматривает восприятие как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса
стимулов из потока информации
и принятие решения о том,
что они относятся к одному
и тому же определенному
2. Поиск в памяти аналогичного
или близкого по составу
3. Отнесение воспринятого
4. Окончательный вывод
о том, что это за объект,
с приписыванием ему еще не
воспринятых свойств,
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что на данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует намять. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта.
Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.
Таким образом, Маклаков А.Г. обосновывает феномен восприятие как весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.10
Б.Г. Ананьев определяет ощущение и восприятие как чувственные образы, которые возникают лишь при прямом воздействии предметов внешнего мира на наши органы чувств.11
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Другим свойством восприятия является целостность. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкретного предмета.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Информация о работе Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста