Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования: Изучение влияние мышления на развитие восприятия у дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Задачи исследования: 
1.	Теоретический анализ процесса восприятия, его видов и свойств.
2.	Характеристика процесса мышления, его видов, свойств и структуры.
3.	Осуществить диагностику мышления и восприятия у дошкольников.
Введение                                                                                                                                  3
Глава I. Теоретические основы изучение проблемы влияния мышления на            
 развитие восприятия.                                                                                                            5 
1.1. Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии.          5
1.2. Анализ феномена  мышления в отечественной и зарубежной психологии.           15
1.3 Особенности развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте.              27
Глава II . Эмпирическое исследование влияния мышления на развитие  
 восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ «Центр 
детского развития - детский сад №91».                                                                             35
2.1. Организация и методы исследования                                                                         35
2.2 Результаты исследования и их интерпретация.                                                          39
Заключение                                                                                                                           45
Список используемой литературы                                                                                     47
Приложения                                                                                                                          50
  
 
Рис.1. Уровень восприятия у всех испытуемых по методике «Узнай, кто это?» в %.
Уровень восприятия  | 
  Кол-во человек  | 
  В %  | 
Очень высокий  | 
  0  | 
  0  | 
Высокий  | 
  1  | 
  7  | 
Средний  | 
  5  | 
  33  | 
Низкий  | 
  3  | 
  20  | 
Очень низкий  | 
  6  | 
  40  | 
В таблице 3 (приложение 3) отображены результаты методики «Чего не хватает на этих рисунках?». Из этой таблицы видно, что высокий уровень восприятия наблюдается у 1 испытуемого, средний – 5 испытуемых, низкий – 3 испытуемых, очень низкий – 6 испытуемых. Очень высокий уровень не наблюдается в данной выборке детей. В процентном соотношении полученных данных увидеть в таблице 7.
Таблица 7. Уровень восприятия у всех испытуемых по методике «Чего не хватает на этих рисунках?».
Для наглядности результатов это можно отобразить графически (рис.2):
Рис. 2 Уровень восприятия у всех испытуемых по методике «Чего не хватает на этих рисунках?» в %.
В таблице 4 отображены результаты методики «Свободная классификация». Из этой таблицы видно, что очень высокий уровень мышления наблюдается у 4 испытуемых, высокий – 7 испытуемых, средний – 4 испытуемых. Низкий и очень низкий уровень не наблюдается в данной выборке детей. В процентном соотношении полученных данных увидеть в таблице 8.
Уровень мышления  | 
  Кол-во человек  | 
  В %  | 
Очень высокий  | 
  4  | 
  27  | 
Высокий  | 
  7  | 
  46  | 
Средний  | 
  4  | 
  27  | 
Низкий  | 
  0  | 
  0  | 
Очень низкий  | 
  0  | 
  0  | 
Таблица 8. Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Свободная классификация».
Для наглядности результатов это можно отобразить графически (рис.3):
Рис.3 Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Свободная классификация» в %.
В таблице 5 отображены результаты методики «Диагностика развития элементов логического и образного мышления». Из этой таблицы видно, что очень высокий уровень мышления наблюдается у 7 испытуемых, высокий – 5 испытуемых, средний – 3 испытуемых. Низкий и очень низкий уровень не наблюдается в данной выборке детей. В процентном соотношении полученных данных увидеть в таблице 9.
Уровень мышления  | 
  Кол-во человек  | 
  В %  | 
Очень высокий  | 
  7  | 
  47  | 
Высокий  | 
  5  | 
  33  | 
Средний  | 
  3  | 
  20  | 
Низкий  | 
  0  | 
  0  | 
Очень низкий  | 
  0  | 
  0  | 
Таблица 9. Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Диагностика развития элементов логического и образного мышления».
Для наглядности результатов это можно отобразить графически (диаграмма 4):
Рис.4 Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Диагностика развития элементов логического и образного мышления» в %.
Для того чтобы обработать данные полученные в ходе исследования, мы используем коэффициент корреляции r-Спирмена.40
В нашем исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: мышление влияет на развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Для расчёта возьмём данные методик «Узнай, кто это» и «Диагностика развития элементов логического и образного мышления»(таблица 10):
№  | 
  Код ребенка  | 
  Уровень мышления  | 
  Уровень восприятия  | 
1  | 
  Даша Е.  | 
  10  | 
  4  | 
2  | 
  Лиза Т.  | 
  8  | 
  10  | 
3  | 
  Никита Д.  | 
  10  | 
  7  | 
4  | 
  Полина Р.  | 
  7  | 
  1  | 
5  | 
  Маша С.  | 
  9  | 
  8  | 
6  | 
  Ира В.  | 
  10  | 
  5  | 
7  | 
  Инна В.  | 
  9  | 
  7  | 
8  | 
  Ваня Б.  | 
  10  | 
  2  | 
9  | 
  Соня Т.  | 
  8  | 
  3  | 
10  | 
  Маша Б.  | 
  7  | 
  7  | 
11  | 
  Денис Р.  | 
  10  | 
  7  | 
12  | 
  Ксюша И.  | 
  10  | 
  1  | 
13  | 
  Саша Ш.  | 
  7  | 
  7  | 
14  | 
  Дима Н.  | 
  9  | 
  10  | 
15  | 
  Оля П.  | 
  10  | 
  6  | 
Таблица 10. Данные методик «Узнай, кто это» и «Диагностика развития элементов логического и образного мышления» у всех испытуемых.
Далее производим расчёт по данным исследования (таблица 11):
№  | 
  Уровни мышлении  | 
  Ранг 1  | 
  Уровни восприятия  | 
  Ранг 2  | 
  d2  | |
| 
   1  | 
  10  | 
  12  | 
  4  | 
  5  | 
  -7  | 
  49  | 
2  | 
  8  | 
  4.5  | 
  10  | 
  14.5  | 
  10  | 
  100  | 
3  | 
  10  | 
  12  | 
  7  | 
  10  | 
  -2  | 
  4  | 
4  | 
  7  | 
  2  | 
  1  | 
  1  | 
  -1  | 
  1  | 
5  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  13  | 
  6  | 
  36  | 
6  | 
  10  | 
  12  | 
  5  | 
  6  | 
  -6  | 
  36  | 
7  | 
  9  | 
  7  | 
  7  | 
  10  | 
  3  | 
  9  | 
8  | 
  10  | 
  12  | 
  2  | 
  3  | 
  -9  | 
  81  | 
9  | 
  8  | 
  4.5  | 
  3  | 
  4  | 
  0.5  | 
  0.25  | 
10  | 
  7  | 
  2  | 
  7  | 
  10  | 
  8  | 
  64  | 
11  | 
  10  | 
  12  | 
  7  | 
  10  | 
  -2  | 
  4  | 
12  | 
  10  | 
  12  | 
  1  | 
  1  | 
  -11  | 
  121  | 
13  | 
  7  | 
  2  | 
  7  | 
  10  | 
  8  | 
  64  | 
14  | 
  9  | 
  7  | 
  10  | 
  14.5  | 
  7.5  | 
  56.25  | 
15  | 
  10  | 
  12  | 
  6  | 
  7  | 
  -5  | 
  25  | 
Σ  | 
  120  | 
  119  | 
  1  | 
  650.5  | 
Таблица 11. Расчёт по данным исследования.
После того как мы получили значение 650,5 сразность рангов в квадрате подставляем в формулу :
(xi-yi )2 – разность рангов данной выборки,
N – число выборки.
r= 1- (6*650.5) /(15(225-1)
r = 1.16.
Итак, мы получили значение r = 1.16. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений коэффициент корреляции r-Спирмена для проверки гипотезы» (приложение 5). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 0,52, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 0,64. Составим график (График 1):
График 1
Знд 0,52 0,64 1,61 ЗД
Знд- зона недостоверности
ЗД- зона достоверности.
Из данного графика можно сделать заключение, что с вероятностью более 99 % наши показатели взаимосвязаны.
Следовательно наша гипотеза о том, что мышление влияет на развитие восприятие у дошкольников подтвердилась.
Вывод по главе II: Нами была произведена психологическая диагностика детей 6-7 лет на выявление уровня мышления и восприятия. Были использованы 4 методики. Две на исследование уровня мышления и две на исследования уровня восприятия. Нами была произведена интерпретация и обработка данных, в ходе которых наша гипотеза о том, что мышление влияет на развитие восприятия у детей дошкольного возраста подтвердилась.
Заключение.
В данной работе мы рассматривали проблему изучения взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста. Мы выяснили, что в настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а, следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д.
Цель нашего изучения было рассмотреть влияние мышления на развитие восприятия детей дошкольного возраста.
Итак, можно сделать следующие выводы :
  
Список используемой литературы.
Информация о работе Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста