Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования: Изучение влияние мышления на развитие восприятия у дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ процесса восприятия, его видов и свойств.
2. Характеристика процесса мышления, его видов, свойств и структуры.
3. Осуществить диагностику мышления и восприятия у дошкольников.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучение проблемы влияния мышления на
развитие восприятия. 5
1.1. Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. 5
1.2. Анализ феномена мышления в отечественной и зарубежной психологии. 15
1.3 Особенности развития мышления и восприятия в дошкольном возрасте. 27
Глава II . Эмпирическое исследование влияния мышления на развитие
восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ «Центр
детского развития - детский сад №91». 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2 Результаты исследования и их интерпретация. 39
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 50
Рис.1. Уровень восприятия у всех испытуемых по методике «Узнай, кто это?» в %.
Уровень восприятия |
Кол-во человек |
В % |
Очень высокий |
0 |
0 |
Высокий |
1 |
7 |
Средний |
5 |
33 |
Низкий |
3 |
20 |
Очень низкий |
6 |
40 |
В таблице 3 (приложение 3) отображены результаты методики «Чего не хватает на этих рисунках?». Из этой таблицы видно, что высокий уровень восприятия наблюдается у 1 испытуемого, средний – 5 испытуемых, низкий – 3 испытуемых, очень низкий – 6 испытуемых. Очень высокий уровень не наблюдается в данной выборке детей. В процентном соотношении полученных данных увидеть в таблице 7.
Таблица 7. Уровень восприятия у всех испытуемых по методике «Чего не хватает на этих рисунках?».
Для наглядности результатов это можно отобразить графически (рис.2):
Рис. 2 Уровень восприятия у всех испытуемых по методике «Чего не хватает на этих рисунках?» в %.
В таблице 4 отображены результаты методики «Свободная классификация». Из этой таблицы видно, что очень высокий уровень мышления наблюдается у 4 испытуемых, высокий – 7 испытуемых, средний – 4 испытуемых. Низкий и очень низкий уровень не наблюдается в данной выборке детей. В процентном соотношении полученных данных увидеть в таблице 8.
Уровень мышления |
Кол-во человек |
В % |
Очень высокий |
4 |
27 |
Высокий |
7 |
46 |
Средний |
4 |
27 |
Низкий |
0 |
0 |
Очень низкий |
0 |
0 |
Таблица 8. Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Свободная классификация».
Для наглядности результатов это можно отобразить графически (рис.3):
Рис.3 Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Свободная классификация» в %.
В таблице 5 отображены результаты методики «Диагностика развития элементов логического и образного мышления». Из этой таблицы видно, что очень высокий уровень мышления наблюдается у 7 испытуемых, высокий – 5 испытуемых, средний – 3 испытуемых. Низкий и очень низкий уровень не наблюдается в данной выборке детей. В процентном соотношении полученных данных увидеть в таблице 9.
Уровень мышления |
Кол-во человек |
В % |
Очень высокий |
7 |
47 |
Высокий |
5 |
33 |
Средний |
3 |
20 |
Низкий |
0 |
0 |
Очень низкий |
0 |
0 |
Таблица 9. Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Диагностика развития элементов логического и образного мышления».
Для наглядности результатов это можно отобразить графически (диаграмма 4):
Рис.4 Уровень мышления у всех испытуемых по методике «Диагностика развития элементов логического и образного мышления» в %.
Для того чтобы обработать данные полученные в ходе исследования, мы используем коэффициент корреляции r-Спирмена.40
В нашем исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: мышление влияет на развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Для расчёта возьмём данные методик «Узнай, кто это» и «Диагностика развития элементов логического и образного мышления»(таблица 10):
№ |
Код ребенка |
Уровень мышления |
Уровень восприятия |
1 |
Даша Е. |
10 |
4 |
2 |
Лиза Т. |
8 |
10 |
3 |
Никита Д. |
10 |
7 |
4 |
Полина Р. |
7 |
1 |
5 |
Маша С. |
9 |
8 |
6 |
Ира В. |
10 |
5 |
7 |
Инна В. |
9 |
7 |
8 |
Ваня Б. |
10 |
2 |
9 |
Соня Т. |
8 |
3 |
10 |
Маша Б. |
7 |
7 |
11 |
Денис Р. |
10 |
7 |
12 |
Ксюша И. |
10 |
1 |
13 |
Саша Ш. |
7 |
7 |
14 |
Дима Н. |
9 |
10 |
15 |
Оля П. |
10 |
6 |
Таблица 10. Данные методик «Узнай, кто это» и «Диагностика развития элементов логического и образного мышления» у всех испытуемых.
Далее производим расчёт по данным исследования (таблица 11):
№ |
Уровни мышлении |
Ранг 1 |
Уровни восприятия |
Ранг 2 |
d2 | |
1 |
10 |
12 |
4 |
5 |
-7 |
49 |
2 |
8 |
4.5 |
10 |
14.5 |
10 |
100 |
3 |
10 |
12 |
7 |
10 |
-2 |
4 |
4 |
7 |
2 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
5 |
9 |
7 |
8 |
13 |
6 |
36 |
6 |
10 |
12 |
5 |
6 |
-6 |
36 |
7 |
9 |
7 |
7 |
10 |
3 |
9 |
8 |
10 |
12 |
2 |
3 |
-9 |
81 |
9 |
8 |
4.5 |
3 |
4 |
0.5 |
0.25 |
10 |
7 |
2 |
7 |
10 |
8 |
64 |
11 |
10 |
12 |
7 |
10 |
-2 |
4 |
12 |
10 |
12 |
1 |
1 |
-11 |
121 |
13 |
7 |
2 |
7 |
10 |
8 |
64 |
14 |
9 |
7 |
10 |
14.5 |
7.5 |
56.25 |
15 |
10 |
12 |
6 |
7 |
-5 |
25 |
Σ |
120 |
119 |
1 |
650.5 |
Таблица 11. Расчёт по данным исследования.
После того как мы получили значение 650,5 сразность рангов в квадрате подставляем в формулу :
(xi-yi )2 – разность рангов данной выборки,
N – число выборки.
r= 1- (6*650.5) /(15(225-1)
r = 1.16.
Итак, мы получили значение r = 1.16. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений коэффициент корреляции r-Спирмена для проверки гипотезы» (приложение 5). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 0,52, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 0,64. Составим график (График 1):
График 1
Знд 0,52 0,64 1,61 ЗД
Знд- зона недостоверности
ЗД- зона достоверности.
Из данного графика можно сделать заключение, что с вероятностью более 99 % наши показатели взаимосвязаны.
Следовательно наша гипотеза о том, что мышление влияет на развитие восприятие у дошкольников подтвердилась.
Вывод по главе II: Нами была произведена психологическая диагностика детей 6-7 лет на выявление уровня мышления и восприятия. Были использованы 4 методики. Две на исследование уровня мышления и две на исследования уровня восприятия. Нами была произведена интерпретация и обработка данных, в ходе которых наша гипотеза о том, что мышление влияет на развитие восприятия у детей дошкольного возраста подтвердилась.
Заключение.
В данной работе мы рассматривали проблему изучения взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста. Мы выяснили, что в настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а, следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д.
Цель нашего изучения было рассмотреть влияние мышления на развитие восприятия детей дошкольного возраста.
Итак, можно сделать следующие выводы :
Список используемой литературы.
Информация о работе Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста