Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:24, контрольная работа
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении ,сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Введение
1.Память и ее значения
2. Виды памяти
2.1 Классификация памяти по характеру целей деятельности
3. Основные процессы и механизмы памяти
4. Сохранение
Заключение
Список литературы
- Оперативной называют память, рассчитанную на хранение ин-формации в течение определенного, заранее заданного срока, в диа-пазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед чело-веком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долго-временной.
- Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упро-чивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания ин-формации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и свя-занные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
- Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых про-фессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она пе-рестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к вооб-ражению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и во-спроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память -- это хорошее запоминание и точное воспроиз-ведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти со-ставляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказатель-ства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохра-нение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точ-ностью многообразных сложных движений. Она участвует в форми-ровании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участ-вует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в чело-веческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вы-зывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти осо-бой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравне-нию со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной па-мятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безо-пасностью и самосохранением организма.
По характеру участия
воли в процессах запоминания
и воспро-изведения материала
Немов Р.С делит память на: непроизвольную и произволь
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосхо-дит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоми-нается материал, который является объектом внимания и созна-ния, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и ко-торый для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, уста-новлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотрим теперь
некоторые особенности и
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковре-менной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, свя-зано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковремен-ной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в част-ности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с та-кой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
Переход информации из кратковременной памяти в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долго-временную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более дли-тельный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запо-минания путем повторения.
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную осо-бенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъяв-ления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испы-туемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибоч-но их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, про-шедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% перво-начально воспринятой ими информации.
Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, свя-занные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание че-ловека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запомина-ется и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, напри-мер, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими осо-бенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо ко-торого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повы-шенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставлен-ный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не за-помнил его. Процедуру введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зритель-но запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разгля-дывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. По-рождение такой реакции следует рассматривать как особый пси-хофизиологический механизм, способствующий активизации и ин-тегрированию процессов, служащих средством запоминания и вос-произведения.
Тот факт, что при введении информации в долговременную па-мять она, как правило, перекодируется в акустическую форму, дока-зывается следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанали-зировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т. е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.
В случаях болезненных
нарушений долговременная и кратко-временная
память могут существовать и функционировать
как отно-сительно независимые. К
примеру, при таком болезненном наруше-нии
памяти, которое именуется ретроградной
амнезией, страдает в основном память
на недавно произошедшие события, но обычно
сохраняются воспоминания о тех событиях,
которые имели место в далеком прошлом.
При другом виде заболевания, также связанном
с нарушениями памяти, - антероградной
амнезии -- сохранной остаётся и кратковременная,
и долговременная память. Однако при этом
страдает способность ввода новой информации
в долговре-менную память.
Существует
и такое деление памяти на виды,
которое прямо связано с
Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации ни формации, приобретенной и используемой живым организмом.