Виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Виды памяти по характеру психической активности: двигательная (моторная), эмоциональная, словесно-логическая, образная.
Виды памяти по характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная.
По уровню логических связей: Непосредственное (механическое) запоминание и опосредованное (логическое) запоминание.
По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности): кратковременная и долговременная, оперативная память.

Файлы: 1 файл

Виды памяти.docx

— 21.67 Кб (Скачать)
 

                               Виды памяти                

 По характеру психической активности  

Двигательная (моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память важна при формировании трудовых навыков, навыков ходьбы, письма.

Двигательная память у ребенка возникает очень  рано – в первом месяце жизни. Сначала  она проявляется в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер и связываются с такими психическими процессами, как воля, мышление и т.п. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Однако развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Ее развитие происходит и в более позднее время. У дошкольников двигательная память достигает такого уровня развития, который позволяет выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно различаются.   

Эмоциональная память — это память на чувства, способность  запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции сигнализируют об удовлетворении наших потребностей и интересов, а также о том, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в  памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших  в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные (вторичные) чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться в изменении силы, содержания, характера чувств. По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, на смену горю может прийти печаль, а на смену восторгу – спокойное удовлетворение. Обида же, перенесенная в прошлом, при воспоминании о ней может обостриться, а гнев – усилиться.

Изменения могут  произойти и в содержании чувств. Например, то, что в прошлом воспринималось как досадное недоразумение, впоследствии может воспроизводиться как забавный случай.

Первые проявления эмоциональной памяти у ребенка  проявляются к концу первого  полугода жизни. В это время ребенок  может радоваться или плакать  при одном лишь виде того, что  раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные  проявления эмоциональной памяти отличаются от более поздних ее проявлений. Отличие состоит в том, что  если на ранних стадиях развития ребенка  эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.  

Образная память — это память на представления, картины  природы, жизни, это и память на звуки, запахи, вкусы. Суть образной памяти состоит  в том, что воспринятое в прошлом  явление воспроизводится в дальнейшем в форме представлений, которые бледны, фрагментарны, неустойчивы по сравнению с первыми впечатлениями. Отклонение вторичных представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям. Это или смешение образов или их дифференциация. В первом случае образ восприятия теряет свои особенности. На первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. В другом же случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. На характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска, общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинации виденного. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, в дремотном состоянии, предшествующем сну. Точность же воспроизведения определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Образная память начинает проявляться у детей  в полтора-два года.  

Словесно-логическая память - это запоминание и воспроизведение  мыслей человека, возникающих в процессе обдумывания, размышления; это и запоминание содержания прочитанной книги, разговора.

Особенностью словесно-логической памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память проявляется в следующих  случаях:

1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

2) запоминается не  только смысл, но и буквальное  словесное выражение мыслей (заучивание  мыслей).

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, а есть люди, которые легко заучивают  наизусть, но не могут воспроизвести  текст «своими словами».

Развитие обоих  видов словесно-логической памяти также  происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла в первую очередь запоминается то, что является наиболее значимым. Поэтому выделение главного в материале зависит от его понимания, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти ведущая роль принадлежит  второй сигнальной системе, так как  словесно-логическая память является специфической человеческой память. Двигательная же, эмоциональная и  образная виды памяти присущи и животным. Опираясь на развитие других видов  памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Все виды памяти тесно  связаны друг с другом. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.  

По характеру целей деятельности   

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует цель что-то запомнить.  При произвольном запоминании такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание  вовсе не является более слабым, чем произвольное. Напротив, бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы человек пытался запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Непроизвольное запоминание активизируется и при запечатлении чего-то интересного, занятного, важного. Непроизвольная память базируется на естественном интересе человека, в частности, ребенка.

Психолог П.И. Зинченко, исследовавший произвольное запоминание  детей, пришел к выводу, что эффективность  запоминания материала у ребенка  значительно возрастает, если ребенку  предлагают задания, направленные не просто на пассивное усвоение материала, а  на активную работу с ним, выполнение различных мыслительных задач (придумывание слов, установление связей между объектами). Если ребенку предъявить рисунок, он, как правило, запомнит только часть  нарисованного. Если же при этом дать установку запомнить рисунок как можно лучше, процент запомненной информации значительно возрастет. А если по рисунку мы вместе с ребенком будем составлять логические связи, искать сходства и различия, объединять предметы в какие-то группы, то процент запомненной информации возрастет еще больше.  

По уровню логических связей  

Непосредственное (механическое) запоминание – это сохранение информации, происходящее без участия  мышления, без осмысленной переработке материала, без установления логических связей.  

Опосредованное (логическое) запоминание – это запоминание, при котором материал проходит через  осмысление, что дает возможность  четко осознавать заученное и  гибко им пользоваться в любую минуту. Одним из приемов опосредованного запоминания является перекодирование информации из словесной, абстрактной формы в образную, основанную на зрительных впечатлениях. Поэтому ребенку полезно предлагать задания, тренирующие способность зрительно представлять слова, не обозначающие конкретных предметов. Например, желтый цыпленок – конкретный предмет, а веселое настроение – абстрактный. Можно предложить ребенку нарисовать его.  

По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности)   

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся  очень кратким сохранением воспринимаемой информации. При кратковременной  памяти не используются специальные  мнемические приемы. Однако при кратковременной памяти для запоминания требуются определенные волевые усилия. Кратковременная память предназначена для удержания полученной информации в течении короткого времени (не более 20 секунд), после чего информация либо переводится в долговременную память, либо забывается.

Проявлением кратковременной  памяти является тот случай, когда  человека просят прочитать слова  или предоставляют для их запоминания  очень мало времени (около одной  минуты), а потом просят сразу  воспроизвести то, что он запомнил.

Объем кратковременной  памяти у каждого человека свой. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память имеет большое значение в жизни  человека. Благодаря ей перерабатывается большой объем информации, сразу отсеивается бесполезная информация и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Кратковременная память играет большую роль при организации мышления.  

Долговременная память предназначена для хранения информации на длительных срок (от нескольких часов до конца жизни).

Без хорошей кратковременной  памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти, в которую может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Поэтому кратковременная память является своего рода фильтром, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей:

в кратковременную  память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств;

перевод информации из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию;

в долговременную память можно перевести больше информации, чем позволяет индивидуальный объем  кратковременной памяти. Это достигается  путем повторения материала, который  надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.  

Оперативная память - это мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда человек какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом он удерживает «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными. Например, ребенок начинает читать со складывания букв. Объем этих частей - называемых оперативных единиц памяти -  влияет на успешность выполнения деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.   

Память – это  не просто познавательный процесс, но и процесс, способствующий формированию личностных качеств человека. Зачастую взрослые не помнят своего раннего  детства. Кто-то считает, что это  связано с психотравмирующим  опытом детства. Другие утверждают, что  память должна за это время качественно  измениться для того, чтобы информацию можно было впоследствии извлечь  и воспроизвести. Третьи говорят  о связи развития памяти и мозговых структур, которые достигают определенного  уровня развития не к моменту рождения, а значительно позже. Однако важно  другое: ребенок научается помнить  самого себя, а значит наступает важный этап в саморазвитии личности.  

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломоца. - М.: Прогресс, 1980.

Информация о работе Виды памяти