Виды памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении ,сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Оглавление

Введение
1.Память и ее значения
2. Виды памяти
2.1 Классификация памяти по характеру целей деятельности
3. Основные процессы и механизмы памяти
4. Сохранение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Человеческая  память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. 

     3.Основные процессы и механизмы памяти

     Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления , точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

     Быстрота  воспроизведения характеризует  способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

     Точность  воспроизведения отражает способность  человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

     Длительность  сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то

     вдруг обнаруживает, что не помнит то, что  учил перед этим. Иногда бывает

     по-другому. Человек запомнил всю необходимую  информацию, но когда потребовалось

     ее  воспроизвести, то он не смог этого  сделать, Однако спустя некоторое время  он

     с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы

     сталкиваемся с другой характеристикой памяти -  готовностью воспроизвести

     запечатленную в памяти информацию 

 

                                        

                            4.  Сохранение.

       Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала , овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.

     Хорошо  осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно

идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

       Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С  физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим.

        Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной.  При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

     Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно. 
 
 
 
 
 

                                                Заключение

     Память  имеет огромное значение в жизни  людей, и его трудно переоценить. Память лежит в основе всей жизни  человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.

     Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному  совершенствованию, человек в свое время выделился из животного  царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится  в настоящее время.

     Дальнейший  прогресс человечества без постоянного  улучшения его памяти так же немыслим, как и развитие человека в прошлом, поскольку память включает не только указанные выше процессы, но и их динамические характеристики, например скорость доступа к нужной информации.

     В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком  полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого  опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни.

     Не  помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое, кроме  того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось.

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Список литературы.

     1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас  по психологии: Информ.-метод. пособие  курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006.

     2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.(серия  «Учебник нового века»)

     3. Немов, Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007.  (Основы  наук)

     4. Психология: Учебник для вузов/  Л.Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

     5. Психология: Учебник для гуманитарных  вузов/ под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2003.  (серия «Учебник  нового века»)

     6. Психология: Учебник для педагогических  вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

Информация о работе Виды памяти