Оглавление
Введение………………………………………………………...…..3
Виды памяти и их особенности………………………………..….4
Особенности и взаимосвязь
кратковременной и долговременной
памяти……………………………………………………………..5
Индивидуальные различия
памяти у людей…………………..….8
Законы памяти.
Впечатления и эмоции…………………………10
Повторение…………………………………………………...……12
Ассоциации…………………………………………………..……13
Осмысленное восприятие…………………………………..……14
Некоторые эффекты и законы памяти…………………………..15
Заключение………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………..17
Введение
Важнейшая особенность
психики состоит в том, что
отражение внешних воздействий
постоянно используется индивидом
в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения
осуществляется за счёт накопления индивидуального
опыта. Формирование опыта было бы невозможно,
если бы образы внешнего мира, возникающие
в коре мозга, исчезали бесследно, Вступая
в различные связи между собой они закрепляются,
сохраняются и воспроизводятся в соответствии
с требованиями жизни и деятельности.
Память – запоминание,
сохранение и последующее использование
индивидом его опыта.
В памяти различают такие
основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Память является жизненно важнейшей
основополагающей способностью человека.
Без памяти невозможно нормальное функционирование
личности и ее развитие.
Память есть у всех
живых организмов, но наиболее высоко
развита у человека. Кроме генетической и механической
памяти, присущей животным, человек обладает
другими более продуктивными видами памяти,
связанными с использованием различных
мнемонических средств. Так, например,
у человека есть такие виды памяти, как
произвольная, логическая и опосредствованная.
В целом, память человека
можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления
и использования жизненного опыта.
Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения
материала выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную, долговременную
и генетическую память.
Мгновенная память представляет собой непосредственное
отражение образа информации, воспринятого
органами чувств. Ее длительность от 0.1
до 0.5 с.
Кратковременная память
сохраняет в течение короткого
промежутка времени (в среднем около
20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные
элементы. Объем кратковременной памяти
составляет 5 - 9 единиц информации и определяется
количеством информации, которую человек
способен точно воспроизвести после однократного
предъявления.
Важнейшей особенностью кратковременной памяти является
ее избирательность. Из мгновенной памяти
в нее попадает только та информация, которая
соответствует актуальным потребностям
и интересам человека, привлекает к себе
его повышенное внимание.
" Мозг среднего
человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной
доли того, что видит глаз".
Оперативная память рассчитана
на сохранение информации в течение
определенного, заранее заданного
срока, необходимого для выполнения
некоторого действия или операции. Длительность
оперативной памяти от нескольких секунд
до нескольких дней.
Особенности и
взаимосвязь кратковременной и
долговременной памяти
Долговременная память способна хранить
информацию в течение практически
неограниченного срока, при этом существует
(но не всегда) возможность ее многократного
воспроизведения. На практике функционирование
долговременной памяти обычно связано
с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена
генотипом и передается из поколения
в поколение. Очевидно, что влияние человека
на этот вид памяти очень ограничено (если
оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в
процессе функционирования памяти
анализатора выделяют двигательную, зрительную,
слуховую, {осязательную, обонятельную,
вкусовую}, эмоциональную и другие виды
памяти.
У человека преобладающим является
зрительное восприятие. За сохранение
и воспроизведение зрительных образов
отвечает зрительная память. Она напрямую
связана с развитым воображением: то, что
человек зрительно может себе представить,
он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем,
что "нервы, ведущие от глаз к мозгу,
в двадцать пять раз толще, чем те, которые
ведут от уха к мозгу".
Слуховая память - это хорошее
запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например, музыкальных,
речевых. Особую разновидность речевой
памяти составляет словесно-логическая,
которая тесным образом связана со словом,
мыслью и логикой.
Двигательная память представляет
собой запоминание и сохранение,
а при необходимости и воспроизведение
с достаточной точностью многообразных
сложных движений. Она участвует в формировании
двигательных умений и навыков.
Эмоциональная память - это память
на переживания. Она участвует в
работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти основана прочность
запоминания материала: то, что у человека
вызывает эмоции, запоминается без особого
труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной,
вкусовой и других видов памяти
по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью
очень ограничены; и особой роли в жизни
человека не играют.
В процессе запоминания (воспроизведения)
информация претерпевает разнообразные
изменения: сортировку, отбор, обобщение,
кодирование, синтез, а также другие виды
обработки информации.
По характеру участия воли в
процессе запоминания и воспроизведения
материала память делят на произвольную
и непроизвольную.
В первом случае перед человеком
ставится специальная мнемоническая
задача (на запоминание, узнавание, сохранение
и воспроизведение), осуществляемая благодаря
волевым усилиям. Непроизвольная память
функционирует автоматически, без особых
на то усилий со стороны человека. Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное, во многих
случаях жизни оно превосходит его.
Особенности и взаимосвязь кратковременной
и долговременной памяти
Кратковременная и долговременная
память взаимосвязаны и работают
как единая система.
Кратковременная память характеризуется
ограниченностью ее объема (в среднем
7±2). При переполнении объема кратковременной
памяти человека вновь поступающая информация
частично вытесняет хранящуюся там, и
последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная
память выступает в роли обязательного
промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего
самый большой объем информации, сразу
отсеивающего ненужную и оставляющего
потенциально полезную.
Процесс запоминания может протекать
более эффективно, если сосредоточиться
на усваиваемом материале. Установлено,
что лучше усваивается информация, которая
является объектом внимания и сознания,
выступает в качестве цели. Таким образом,
сокращается объем исходной информации,
облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом
является запоминание путем повторения.
Этот механизм основан на том, что запоминаемый
материал посредством сознательного повторения
удерживается в кратковременной памяти
на более длительный срок, чем несколько
секунд; повышается шанс перевода информации
в долговременное хранилище. Обычно же
без повторения в долговременной памяти
оказывается лишь то, что находится в сфере
внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного
запоминания является временное
кодирование, то есть отражение запоминаемого
материала в виде определенных, последовательно
расположенных знаков в слуховой и зрительной
системе человека. Как правило, информация
перекодируется в акустическую форму,
а затем сохраняется в долговременной
памяти в смысловой форме.
Именно смысл вспоминаемого
приходит на память первым; мы в конечном
счете можем вспомнить желаемое или по
крайней мире заменить его тем, что достаточно
близко к нему по смыслу. На этом, в частности,
основан процесс узнавания когда-то виденного
или слышанного.
Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают
количественные и качественные.
К количественным
характеристикам относятся скорость,
прочность, длительность, точность и объем
запоминания.
Качественные
различия касаются как доминирования
отдельных видов памяти - зрительной,
слуховой, эмоциональной, двигательной
и других, так и их функционирования.
"Чистые" виды
памяти в смысле безусловного
доминирования одного из перечисленных
крайне редки. Чаще всего на
практике мы сталкиваемся с
различными сочетаниями зрительной,
слуховой и двигательной памяти. Типичными
их смешениями являются зрительно-двигательная,
зрительно-слуховая и двигательно-слуховая
память. Однако у большинства людей все
же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития
у человека обычно достигают те виды
памяти, которые чаще всего используются.
Большой отпечаток на этот процесс накладывает
профессиональная деятельность. Например,
у ученых отмечается очень хорошая смысловая
и логическая память, но сравнительно
слабая механическая память. У актеров
и врачей хорошо развита память на лица.
Процессы памяти
тесным образом связаны с особенностями
личности, его эмоциональным настроем,
интересами и потребностями. Они определяют
то, что и как человек запоминает, хранит
и припоминает. То, что интересно и эмоционально
значимо, запоминается лучше.
Память человека
теснейшим образом связана с
физическим состоянием и личностными
ощущениями. Это доказывается случаями
болезненного нарушения памяти. Практически
во всех таких случаях (они называются
амнезиями и представляют собой кратковременные
или длительные потери различных видов
памяти) происходят характерные расстройства
памяти, которые в своих особенностях
отражают расстройства личности больного.
Память человека
не является постоянной, а изменяется
в течение жизни.
С раннего детства процесс развития
памяти ребенка идет по нескольким
направлениям. Во-первых, начинают действовать
аффективная (эмоциональная) и механическая
(моторная, двигательная) память, которая
постепенно дополняется и замещается
логической и образной.
Во-вторых, непосредственное запоминание
со временем превращается в опосредствованное,
связанное с активным и осознанным использованием
для запоминания и воспроизведения различных
мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание,
доминирующее в детстве, у взрослого
человека превращается в произвольное.
И сами средства-стимулы для запоминания
подчиняются некоторой закономерности:
сначала они выступают как внешние (например,
завязывание узелков на память, использование
для запоминания различных предметов,
зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а
затем становятся внутренними (речь, чувство,
ассоциация, представление, образ, мысль).
Характерно, что в формировании внутренних
средств запоминания центральная роль
принадлежит речи, которая также из чисто
внешней функции общения все больше превращается
во внутреннюю.
Законы памяти , впечатления и эмоции
Нужно получить глубокое, точное,
яркое впечатление о том, что необходимо
запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков
при тумане, так сознание человека не сохранит
туманных впечатлений.
Поскольку впечатление напрямую связано
с воображением, то любые приемы,
позволяющие развить воображение
и образное мышление, а также управлять
ими, могут оказаться полезными и для запоминания.
Сравнительно простые события
в жизни, которые производят особенно
сильное впечатление на человека,
могут запоминаться сразу прочно
и надолго, и по истечении многих
лет с момента первой и единственной встречи
с ними могут выступать в сознании с отчетливостью
и ясностью.
Более сложные и менее интересные
события человек может переживать
десятки раз, но они в памяти надолго не
запечатлеваются.
При пристальном внимании к событию
достаточно бывает его однократного переживания,
чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке
воспроизвести по памяти его основные
моменты.
Отсутствие достаточного внимания
при восприятии информации не может
быть возмещено увеличением числа ее повторений.
То, чем человек особенно интересуется,
запоминается без всякого труда.
Особенно отчетливо эта закономерность
проявляется в зрелые годы.
Редкие, странные, необычные впечатления
запоминаются лучше, чем привычные,
часто встречающиеся.
Сосредоточенность на изучаемом материале
в сочетании с избирательностью
позволяют человеку сконцентрировать
свое внимание, а, следовательно, и настроить
память на восприятие только потенциально
полезной информации.
Для лучшего запоминания материала
рекомендуется повторять его незадолго
до нормального отхода ко сну. В этом случае
запоминаемое лучше отложится в памяти,
поскольку не будет смешиваться с другими
впечатлениями, которые в течение для
обычно накладываются друг на друга и
тем самым мешают запоминанию, отвлекая
наше внимание.
О ситуациях, оставивших в нашей
памяти яркий, эмоциональный след, мы
думаем больше, чем об эмоционально
нейтральных событиях. Положительные
эмоции, как правило, способствуют припоминанию,
а отрицательные препятствуют.