Виды нарушений памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Плотность информационного потока, ежедневно проходящего через каждого из нас, возросла настолько, что мало кому удается ухватить все интересное и важное из происходящего. Что уж говорить о том, чтобы не просто выхватить информацию из общего потока, но еще и запомнить на будущее… Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта.

Оглавление

Введение 3
Классификация основных видов и типов памяти 3
Эйдетическая память 6
Заучивание в целом и по частям 8
Основные мнемонические приемы заучивания 9
Роль организации заучиваемого материала 11
Роль повторения 12
Формирование и развитие памяти в онтогенезе 13
Выводы

Файлы: 1 файл

Способы развития памяти.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  Введение 3
  Классификация основных видов и типов памяти 3
  Эйдетическая  память 6
  Заучивание  в целом и по частям 8
  Основные мнемонические  приемы заучивания 9
  Роль организации  заучиваемого материала 11
  Роль повторения 12
  Формирование и развитие памяти в онтогенезе 13
  Выводы 15

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Плотность информационного потока, ежедневно проходящего через каждого из нас, возросла настолько, что мало кому удается ухватить все интересное и важное из происходящего. Что уж говорить о том, чтобы не просто выхватить информацию из общего потока, но еще и запомнить на будущее… Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта.

     Психолог  С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

     Так что же такое память? 

Классификация основных видов и типов памяти

     Память – это высший психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения прошлого опыта.

     Изучением памяти психология занимается очень  давно. Так как память пронизывает  практически все сферы и области  человеческой жизни, ее виды и типы очень многообразны.

     

     

       

     

  1. По  психологическому содержанию запоминания память делят на двигательную (моторную), эмоциональную (аффективную), образную, словесно-логическую.

     Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским.

     Эти четыре вида памяти присущи всем людям. Однако развиты они неравномерно. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности.

     Двигательная (моторная) память подразумевает запоминание и воспроизведение движений и формирование двигательных навыков. Двигательная память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка. Этот вид памяти присущ всем людям, но проявляется по-разному, в зависимости от физических особенностей и степени тренированности. Чем лучше развита двигательная память, тем проще человеку овладеть новыми движениями. Человеку с хорошей двигательной памятью лучше заучивать новый материал с помощью его переписывания, а не просто чтения или прослушивания.

     Эмоциональная (аффективная) память - память на чувства, переживания. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства, играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память около шести месяцев.

     Словесно-логическая память – подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, так как он старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П. Блонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают раскрываться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

     Образная  память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов, предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту двух лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту.

  1. По времени сохранения материала

      Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд (без повторения). Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

      Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

      Оперативная память память рассчтиная на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

  1. По степени сознательной активности при запоминании и воспроизведении память делят на непроизвольную и произвольную.

     Непроизвольная  память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

     Произвольная  память, в свою очередь, может быть механической и логической. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого.

     От  видов памяти отличают типы памяти. Если в видах памяти отражено, что человек запоминает, то в типах памяти, как запоминает. Различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти (зрительно-двигательный, зрительно-слуховой и слухо-двигательный). Типы памяти упражняемы. Желательно воспитывать и больше тренировать более разносторонний тип памяти, т. е. смешанный. 
 

Эйдетическая  память

     «Чистые» виды памяти крайне редки, чаще всего мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

     Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

   Есть  уникальные случаи такой памяти, описанные  в литературе. Один из них нам  представил А.Р.Лурия. Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. «Ему, — писал А.Р.Лурия, — было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2—3 секунды».

   Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала  и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15—16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).

   Эйдетическая  память, особенно сильно развитая у  Ш., не такое уж редкое явление. В  детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать музыка, то есть те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного. 

Заучивание  в целом и по частям

     Заучивание – это специально организованная работа по запоминанию, связанная с применением приемов для наилучшего усвоения материала. Овладение этой деятельностью способствует выработке у человека быстроты, прочности и точности запоминания.

     В психологии известно три способа заучивания:

     - целостный,

     -частичный

     - комбинированный.

     Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения.

     При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д.

     Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

     Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связанного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком. 

Основные  мнемонические приемы заучивания

     Мнемотехника  известна с давних времен и насчитывает  как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором  Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону.

     Интерес к мнемотехнике не угас и в настоящее  время. Более того, виды мнемонической  техники запоминания постоянно  совершенствуются на основе новых представлений  о механизмах памяти человека. В  настоящее время известно великое множество таких приемов эффективного запоминания.

     Энциклопедический словарь дает следующее определение:

     Мнемоника, мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем припоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций.

     Мнемонические приемы могут быть основаны:

     - на зрительных представлениях (например: метод мест, метод слов-вешалок),

     - на словах,

     - на сочетании слов и визуальных образов.

     Для того чтобы понять как работает мнемонический прием, основанный на зрительных представлениях, используем метод мест:

необходимо  представить себе хорошо известное  место, например свою квартиру. Представить себе десять мест в ней, выбирая их так, чтобы последовательность продвижения от одного к другому была вполне очевидной. Например, входная дверь — коридор — кухня — спальня и т. д. Необходимо мысленно продвигаться от одного из этих десяти мест к другому последовательно и без помех. А теперь подумать о десяти предметах и представить себе их в этих местах. Одни и те же выбранные места можно использовать многократно до тех пор, пока вы помните только те предметы, которые «клали» туда самыми последними. Разумеется, те предметы, которые вы «клали» туда раньше, пострадают от эффектов интерференции, если, конечно, вы сознательно не будете связывать их в какую-то цепочку. Можно создать систему, включающую более десяти мест.

Информация о работе Виды нарушений памяти