Виды нарушений памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Плотность информационного потока, ежедневно проходящего через каждого из нас, возросла настолько, что мало кому удается ухватить все интересное и важное из происходящего. Что уж говорить о том, чтобы не просто выхватить информацию из общего потока, но еще и запомнить на будущее… Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта.

Оглавление

Введение 3
Классификация основных видов и типов памяти 3
Эйдетическая память 6
Заучивание в целом и по частям 8
Основные мнемонические приемы заучивания 9
Роль организации заучиваемого материала 11
Роль повторения 12
Формирование и развитие памяти в онтогенезе 13
Выводы

Файлы: 1 файл

Способы развития памяти.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Хорошо известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фраз, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (каждый охотник желает знать, где сидят фазаны). Данный прием относится к вербальному мнемоническому приему.

     Один  из самых эффективных вербальных мнемонических приемов — метод, основанный на составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории. Данный метод требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод,  воспользуемся десятью словами (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль. 

Роль  организации заучиваемого материала

     Одним из главных условий учебной деятельности и многих видов труда является организация запоминания путем использования специальных приемов заучивания:

     Постановка цели запоминания. Можно прочесть какой-либо текст неоднократно и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка «читаю-воспринимаю» не будет заменена установкой «читаю-запоминаю». Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.

     Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда.

     Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Предварительно запоминаемый материал должен быть внимательно изучен. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательно изучаемый и анализируемый материал может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения.

     Очень полезно для запоминания связывание его содержания с жизненным опытом человека, с основными целями и задачами деятельности.

     Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным. 

Роль  повторения

     Лучшим  способом запоминания во все времена  был способ повторения. Недаром мудрая народная пословица гласит: повторение — мать учения.

     При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения:

     - повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы после запоминания;

     - повторять материал лучше распределенно во времени, а не концентрировано. Например, заучив стихотворение, лучше прочитывать его дважды по два раза в день (утром и вечером) в течение четырех дней, чем сразу 16 раз подряд;

     - в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста в целом с повторением его по частям;

     - продуктивность заучивания следует проверять не узнаванием, а воспроизведением, не глядя в текст. Лишь после этого правильность воспроизведения можно проверить по тексту. 

Формирование  и развитие памяти в онтогенезе

     Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида.

     Первоначальным  проявлением памяти можно считать  условные рефлексы, наблюдаемые уже  в первые месяцы жизни ребенка, к  примеру прекращение плача, когда мама берет ребенка на руки. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Постепенно круг объектов, которые ребенок узнает, увеличивается и уже к концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого, к концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.

     Прежде  всего, у ребенка проявляется  узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни.

     Первоначально память носит непроизвольный характер. В дошкольный период дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

     Бурное  развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с  процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

     Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование логической памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. В связи с этим взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил. 
 
 
 
 
 

Выводы 

     У большинства людей главенствующим является зрительный тип памяти – при запоминании предметов, и словесно-логический – при запоминании словесного материала. Представители чистых типов встречаются не часто. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере зависит от практики заучивания, т. е. от того, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому тип памяти может быть развит благодаря упражнению. Это имеет важное практическое значение: нужно стремиться к тому, чтобы развивать у себя по возможности более разносторонний тип памяти.

     Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание — это основные процессы памяти. Запоминание является условием или предпосылкой сохранения в памяти, а воспроизведение и узнавание — результатом или обнаружением того, что данный объект сохранился в памяти.

     Наиболее целесообразным является комбинированный способ заучивания. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысливания, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей сосредоточенности внимания, отсюда и большая ее продуктивность.

     Повторение пройденного материала, во-первых, предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое и, во-вторых, содействует углублению и расширению знаний, умений и навыков, делая их осознанными и прочными.

     Развитие и воспитание памяти человека неразрывно связано с развитием и воспитанием его личности в целом.

     Для того чтобы память действительно  развивалась, необходима целая система  воспитания памяти. Воспитанию положительных  свойств памяти в значительной степени  содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

     Память  – это очень сложный психический  процесс, позволяющий человеку запоминать, воспроизводить, применять ту информацию, которую он смог усвоить. У каждого человека способности памяти сугубо индивидуальны, у кого-то она изначально лучше развита, а кто-то постоянно жалуется на слабое ее развитие. Со временем память может истощать свои ресурсы ввиду различных обстоятельств. Существует множество способов и средств, с помощью которых можно улучшить ее, и главное, взяться за это вовремя. 

 

Список  использованной литературы

  1. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 224 с.
  2. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб: Питер, 2011. – 304 с.
  3. Психология памяти /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с., ил. – (Серия: Хрестоматия по психологии)
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.
  5. Психологический словарь /Под ред В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ": ООО "Транзиткнига", 2004. – 479
  6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. –– М.: Академия, 1997. – 320 с.
  7. Айзенк М. В., Андерсон М., Баддли А. Память. — М.: Питер, 2011.
  8. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 161.

Информация о работе Виды нарушений памяти