Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Универсальные учебные действия – одно из ведущих ключевых понятий
новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике
образовательного процесса современной начальной школы.
Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому
ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие регулятивных универсальных учебных действий …………………...……5
2. Особенности самоконтроля и самооценки младших школьников …………………8
3. Способы развития регулятивных универсальных учебных действий самоконтроля и самооценки у младших школьников……………….……………………..…….……13
Заключение………………………………………………………………………..……24
Список литературы……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Регулятивные Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников.docx

— 64.21 Кб (Скачать)
  • Прежде чем начать контролировать свои действия, надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала можно учиться проверять тетради одноклассников. Обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т.к. им нужно будет не просто исправить механически ошибку, но и обосновать ее исправление.
  • Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя. Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением.
  • Перед каждым учеником на парте лежит памятка с планом ответа и листок бумаги, на котором в точном соответствии с памяткой, цифрами обозначены все этапы ответа ученика. Во время ответа у доски учащегося никто не перебивает, не исправляет, не задает никаких вопросов. Все внимательно слушают и знаками "плюс" и "минус" на листке бумаги отмечают правильность ответа по каждому пункту плана. В случае необходимости делают какие-то пометки для последующего комментирования ответа. Такая форма работы на уроке называется взаимоконтроль. Организованный на уроке взаимоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дает возможность на каждом уроке осуществить обратную связь учителя и учеников.
  • Развитие самоконтроля у младших школьников подчинено закономерностям. Сначала он является отдельной формой деятельности. Постепенно превращается в обязательный элемент выполнения основного задания. Так как изменяется отношение ученика к самоконтролю, меняется и уровень его сформированности. Можно говорить о следующих педагогических показателях сформированного самоконтроля:
  • -умение спланировать работу;
  • -умение изменять свои действия, учитывая изменившиеся условия, находить рациональные способы решения;
  • -умение осознанно переходить на знаковые символы и схемы;
  • -умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
  • -умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, алгоритм проверки.

Таким образом, говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

  • сверка с написанным образцом;
  • проверка по словесной инструкции;
  • взаимопроверка с товарищем;
  • сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • самостоятельное придумывание заданий;
  • выполнение задания по алгоритму;
  • выполнение задания по наводящим вопросам;
  • выполнение задания по образцу;
  • проверка с помощью сигнальных карточек;
  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
  • проговаривание “про себя” объяснения выбора.
  • Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете - сформируется привычка самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2. Асмолов, А.Г., Кондаков, А.М. Как формировать  универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, А.М. Асмолов. - М.: Просвещение,  2010. – 186 с.

3. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. –М.: Высшая школа, 1979. – 150 С.

4. Кузнецов, В.И. Контроль  и самоконтроль – важные условия  формирования учебных навыков / В.И. Кузнецов. –М.: Начальная школа, 1986. – № 2. - С. 15 – 19.

5. Пачина, А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Пачина. - М.: Начальная школа, 2004. – № 11. - С.31-37.

6. Цукерман, Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток / Вопросы психологии. — № 2. — 1989. — С. 19-22.

7.http://www.protema.ru/didactics/learning-objectives/

8.  http://rudocs.exdat.com/docs/

9. http://school4-golovko.narod.ru/

10. http://www.emissia.org/offline/

 

 

 


Информация о работе Универсальные Учебные действия самоконтроля и самооценки младших школьников